Есть такие профессии, которые выбирают не ради денег, звания или карьеры
Обычно, когда слышишь разговоры о работе пожарных, спасателей, медиков, представляешь себе сильных, самоотверженных, уверенных в себе и своих действиях героев.
В честь праздника сегодня мы говорим о тех, кто в ритме повседневности остается в тени жизни, но неустанно бдит и готовится к тому, что нужно быть готовым бороться с ЧП в любую минуту. Этот материал – наша благодарность всем тем, кто выбрал целью своей жизни спасать людей.
А вокруг нас мифы
Командир отделения пожарной части №6 Костаная Ержан Хасенов из своих 32 лет жизни 11 отдал борьбе с огнем. Последние годы мужчина возглавляет отделение, а ранее был в рядах пожарных.
«НК» герой рассказал, что после срочной службы сразу определился с профессией и воплотил свою мечту помогать людям, гордо носить погоны и быть офицером. Иного, говорит Ержан Хасенов, быть не могло.
– В моей профессии меня привлекает уважение к труду пожарного и возможность спасать людей от стихийных бедствий и других опасных факторов, – признается Ержан Хасенов. – Так как это требует полной отдачи, порой посещают мысли покинуть ряды пожарных. Обычно в такие моменты я все обдумываю и продолжаю работать. Не все молодые сотрудники выдерживают наши физические и психологические нагрузки, по несколько месяцев или лет работают и уходят, если не видят себя в профессии в будущем.
На счету у Ержана Хасенова – тысячи выездов на пожары, спасенных человеческих жизней и даже животных. Каждый раз это новая задача, новые условия и, к сожалению, потери.
Пожарный признается, что в момент возгорания у людей всегда случается паника, потому что на кону имущество, здоровье и даже жизнь. Когда опасность минует, не многие говорят спасибо, потому что переживают шок, однако находятся очень благодарные люди, которые потом пишут письма в департамент по ЧС.
Несмотря на все то высокое, что витает вокруг профессии пожарного, существуют и мифы. Так, многие считают, что огнеборцы, пока у них нет вызовов, все время отдыхают и спят.
– Это все неправда. У нас очень непростой распорядок дня и там нет места для отдыха. Люди по 10, 15, 25 лет постоянно готовятся к пожарам, отрабатывают свои действия, – подчеркивает Ержан Хасенов. – Еще люди часто говорят, что пожарные приезжают на место «пустые», без воды. У нас всегда полные цистерны воды, просто не может быть иначе.
Люди тонут молча
Почти 30 лет водолазом в ДЧС Костанайской области трудится Алексей Лавриченко. Он вместе с четырьмя друзьями 19-летним парнем пришел на водно-спасательную станцию летом 1995 года. Хотел поработать во время каникул, но остался в профессии, по сути, на всю жизнь. Те ребята, с которыми наш герой пришел на станцию, уже разбежались кто куда. Алексей же прикипел душой к работе.
Месячные курсы спасателя были первой учебой для будущего руководителя водолазно-спасательного отделения оперативно-спасательного отряда, затем Алексей Лавриченко успешно прошел все этапы подготовки настоящих водолазов. Сегодня он имеет право проводить подводно-технические и поисково-водолазные работы, связанные со спасением людей, ликвидировать аварии на плотинах, а также обучать будущих инструкторов. Мужчина также ответственен за профилактику среди отдыхающих. Это, как показывает практика, наиболее важная часть работы.
– Когда я еду уже не спасать, а вытаскивать тела, эмоций особо нет, профессия ведь такая, – рассказывает Алексей Лавриченко. – Но когда ты знаешь, что утонул ребенок, это дает осадок. Жертвы у нас есть не только летом, но и в остальные времена года. Дети из любопытства идут на лед, а потом проваливаются. Спасти удается не всех. У нас скоро период ледостава, и мы ждем его с опаской. Помните, как в прошлом году в Житикаре утонули школьники на озере? И таких случаев очень много. Запомнилось, как 1 декабря 2013 года в с. Буденновка под лед провалились два брата. Им было семь и девять лет. Родители потеряли сразу двух сыновей. В Рудном в 1995 году утонули пятеро школьников. Их спасали парень, который гулял по набережной и случайно их увидел, и мужчина-спортсмен. Все погибли, потому что не смогли выбраться.
После всех ужасов на работе неудивительно, что спасатели ощущают на себе так называемую профдеформацию. Отдохнуть с семьей у реки спокойно уже не получается: невольно смотришь, кто куда поплыл и все ли с ними хорошо.
– Причем у меня жена точно так же делает, – смеется Алексей Лавриченко. – Я как-то отошел, а супруга с детьми осталась на пляже. Так она смотрела и за нашими, и за чужим ребенком. Рядом загорала женщина, а ее сын, ему было года два-три, бегал сам по себе. Жена не выдержала и подошла, попросила не спускать глаз с ребенка, потому что рядом вода. В ответ услышала: «Ничего не будет, тут мелко». Это самая большая ошибка. Лет 10 назад около горпляжа утонула маленькая девочка, прямо здесь, у берега, где должно было быть мелко. Когда доставали тело, обнаружили, что там глубокая яма. Никогда нельзя быть такими уверенными. Детям хватает хлебнуть один раз и все. Исходя из практики, могу сказать, что люди обычно тонут тихо и не зовут на помощь.
Важно помнить, что от несчастных случаев никто не застрахован и нельзя пренебрегать правилами безопасности. Особенно их игнорируют рыбаки. Около 90% из них упорно не хотят надевать жилеты. Аргументы просты: «Да я столько раз тонул, с лодки переворачивался, под лед уходил, все нормально». Потом на место гибели таких упертых рыбаков приезжают спасатели и констатируют: человек утонул, жилеты лежали в лодке или на берегу.
– Мы с отцом ездим порыбачить и всегда надеваем жилеты. Над нами в компании из-за этого подшучивают, – рассказывает Лавриченко. – Я объясняю, что много видел самоуверенных, а потом те тонули. Они задумываются: «Много?». Говорю: да, десятки. Потом никто не смеется.
Главное – без паники
Кадиша Укубасова – самая молодая сотрудница костанайского филиала Центра медицины катастроф. Девушка сразу же после окончания медколледжа пришла сюда работать фельдшером и осталась. Уже семь лет она помогает людям, пострадавшим в результате ЧС.
Центр медицины катастроф принимает вызовы, поступающие по номерам 101 и 112. На места серьезных ДТП, взрывов, катастроф выезжают врачи, фельдшеры и психологи. Главная задача – вовремя доставить пострадавших в больницы. Наша героиня работает в городе. Если неподалеку происходят ДТП, первыми на помощь мчат спасатели и парамедики из Центра медицины катастроф.
– Наверное, я пришла сюда, потому что мне хотелось адреналина, – признается Кадиша Укубасова. – И я его получила сполна. Года два назад, например, был крупный пожар по ул. Чехова в малосемейке. Тогда все спецслужбы показали настоящее взаимодействие между собой. Приехало несколько машин скорой помощи, пожарных. Тогда я впервые увидела, как огонь распространяется по многоэтажному дому. Это страшная картина. У людей была паника: и босиком выбегали, и кричали. Были и пострадавшие – без сознания, с ожогами. Мы всех увозили в городскую больницу, несколько рейсов сделали.
Кадиша Укубасова отмечает, что люди у нас даже теоретически не подготовлены в такого рода ЧС. Приводит в пример один случай: в крупном пожаре в гостинице в Москве погибло много людей. Спаслись только японцы потому что они закрылись в своем номере, заткнули щели и ждали помощи, пока остальные в панике выпрыгивали из окон и насмерть разбивались. Паника – главный враг человека.
– За семь лет моей работы никто не умер у нас на руках, что радует, – говорит фельдшер. – Самое важное в нашей работе – время. Порой у меня наступает эмоциональное выгорание, но это есть во всех профессиях. Здесь, как мне кажется, я обрела свое предназначение – спасать людей.
Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77