Экономика

Убойные аргументы: цена на мясо в Казахстане продолжит рост

Таковы прогнозы участников рынка не только Костаная и области, но и других регионов Казахстана. Звучат мнения, что без возврата господдержки животноводов остановить рост цен не удастся

По официальным данным акимата Костанайской области, в первом полугодии 2025-го производство мяса в регионе снизилось на 9,2%. Участники рынка признают, что закупочная цена КРС в живом весе выросла в среднем на 30% – с 1150 до 1500-1600 тенге. Расходы на убой, разделку, доставку скота приводят к тому, что в рознице цена составляет около 2800-3000 тенге в зависимости от части туши. В Стабфонд Костанайской области, по данным управления сельского хозяйства, закупили 120 тонн говядины, которую в розницу планируют реализовывать по 2600 тенге за килограмм.

Голая статистика

В Костанайской области, по статистике управления сельского хозяйства, 408 тыс. голов КРС. Чуть больше 40% принадлежит населению, остальное – предприятиям разного масштаба (от КХ до крупных откормочных площадок). Помимо этого, в регионе 469 тыс. голов мелкого рогатого скота, 175 тыс. голов лошадей и около 2,9 млн голов птицы. Этот объем с лихвой покрывает потребности населения в мясе. Жители региона, по данным облуправления сельского хозяйства, съедают в год 16,5 тонн говядины. Но имеющееся поголовье не решает в целом вопрос с ценой на мясо.

В динамике последних трех лет с 2023 по 2025 годы в Костанайской области наблюдается снижение объемов убоя скота и птицы. Сильным ударом стала засуха 2023 года, когда животноводы вынуждены были забивать скот из-за дефицита и резкого роста цен на корма. Тогда, согласно данным Бюро национальной статистики, в Костанайской области по итогам 7 месяцев забили 56,4 тыс. тонн скота и птицы в живом весе. В 2024-м речь шла уже о 43,8 тыс. тонн. В текущем году, по данным на 1 июля, речь идет о 37 тоннах забитого скота. Впереди еще месяц, но игроки мясного рынка говорят, что есть факторы, которые заставляют владельцев придержать продажи.

Один из таких – действующий до 15 августа запрет на экспорт бычков КРС. Некоторые производители в кулуарах говорят, что ждут снятия запрета, чтобы реализовать свой скот по более высокой цене за рубеж. Хорошо берут казахстанское мясо Россия, Узбекистан и Кыргызстан.
Сегодня у животноводов есть возможность подождать изменения ситуации на рынке. Однако есть и высокая вероятность того, что Минсельхоз продлит запрет на экспорт бычков, чтобы остановить рост цен на мясо. Как повлияет это на рынок? Многие говорят, что даже в этом случае рост цен не остановится.

Рынок

Если промониторить торговые онлайн-площадки, то сегодня в Казахстане цена говядины (возьмем стоимость этого продукта за основу) очень различается в зависимости от региона. В Костанае можно приобрести части туши по 2800 тенге за килограмм. Примерно такие же цены в Актюбинской, Акмолинской областях, ВКО. Чем ближе к югу Казахстана, тем выше цены. Они достигают 4800 и более тенге за килограмм в Алматинской области.

Фермеры Кызылординской области, например, говорят о нехватке и дороговизне кормов из-за засухи, что приводит к росту себестоимости мяса. Почему речь о Кызылорде? Потому что южные районы Костанайской области – Амангельдинский, Джангельдинский, а также Аркалык являются активными поставщиками мяса именно на юг, куда путь идет через Кызылорду.

Если принимать во внимание сложности с учетом скота, о которых говорят в управлении ветеринарии, то реальные объемы реализации назвать сложно. В текущем году ветеринары проводят инвентаризацию поголовья, ссылаясь на необходимость сохранения стабильной эпидемиологической обстановки. Однако сами владельцы отмечают, что регистрировать скот торопятся не все. Во многом потому, что это не дает им никаких финансовых выгод. Если раньше можно было получать субсидии за реализованный килограмм мяса или литр молока, то сегодня все отношения с государством в части поддержки изменились. Можно получить кредит. Да, льготный, но кредит.

Этот фактор оказывает серьезное влияние на ситуацию в целом. Если брать официальные данные Бюро национальной статистики, то в домашних хозяйствах в основном скот молочного направления. Мясное КРС держат главным образом КХ и крупные предприятия.

– Целевые субсидии, направленные на поддержку животноводства, сократили. Мы изучали опыт Австрии, где датируют крупные хозяйства, но по отдельным направлениям. Основную поддержку получают мелкие хозяйства. Так государство поддерживает крестьян и имеет возможность влиять на цены на мясо, – отметила депутат костанайского областного маслихата, член партии «Ауыл» Гайния Есеева.

Депутат добавила, что поддержку мясного скотоводства полностью отменять нельзя, но инструменты необходимо скорректировать. По мнению специалиста, эффект от поддержки должен быть долгосрочным. Чтобы добиться этого, необходим системный подход: анализ существующих проблем и слабых точек работавшей ранее системы господдержки, а также жесткий контроль за эффективностью расходования бюджетных средств. Предприятия, которые получают господдержку, должны через определенное время выходить на уровень безубыточности, чтобы после прекращения подпитки из бюджета их финансовое положение позволяло не просто работать, но и развиваться дальше.

Не лидеры

Высокий спрос на мясо – один из факторов, который дает возможность животноводам диктовать цены. Спрос сегодня превышает предложение. Некоторые мясоперерабатывающие заводы Костанайской области были вынуждены снизить объемы переработки именно из-за роста цен на сырье. Стоимость в текущем году увеличивалась практически ежемесячно.

– В организованном секторе больше хозяйств не становится. Примерно рынок устоявшийся. Новых игроков нет еще и потому, что вход в этот сегмент достаточно дорогой. Нужно иметь материально-техническую базу, заниматься заготовкой кормов. Проблема еще в том, что КРС — это не курица и не свинина. Курица за 3−4 месяца доходит до товарного состояния, свинина за полгода, КРС растет 2 года. За это время очень многое может произойти. Крестьянин, что держит 3-4 головы, получил телят и должен ждать минимум 1,5 года, пока скот наберет товарный вес, и мы ему можем предложить максимальную цену, – отметил директор ТОО «Костанай Агропродукт» Канат Аймакенов.

Предприниматель добавил, что они закупают скот у всех категорий производителей мяса: от частных подворий до крупных поставщиков не только в Костанайской, но и Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. Эти регионы, включая Туркестанскую и ВКО, являются лидерами по производству мяса в Казахстане. С начала года в каждом из этих регионов забили в 2-4 раза больше скота, чем костанайцы. Хотя потенциал именно у нашего региона велик.

Сами животноводы говорят еще и о том, что им катастрофически не хватает рабочих рук. В этом секторе нельзя закрыть ферму на месяц или неделю. Животные требуют ежедневного ухода, и это делает отрасль зоной повышенного риска для бизнеса.

От автора

В материале нет отсылок на рост затрат на электроэнергию, ГСМ, корма. Это те факторы, которые давят на животноводов, как и на любых других предпринимателей. Они влияют на себестоимость, но в сложившихся условиях не являются единственными триггерами роста цен.

Животноводов волнует проблема деградирующих пастбищ, постоянно меняющиеся правила получения господдержки, а то и вовсе ее отмена.
Еще один фактор – высокий спрос, превышающий предложение. Здесь, по факту, костанайцы конкурируют с покупателями из других стран, где стоимость той же говядины в разы выше.

Решать вопрос в акимате региона планируют за счет увеличения объемов производства мяса в целом. Сегодня в области расширяют свиноводческий комплекс, строят две откормочные площадки МРС. Прорабатывают и вопрос строительства птицефабрик мясного направления. Новых мощностей по говядине пока не заявляют.

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото Ларисы БОЖКО

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77