Здесь происходит волшебство: герои сказок оживают и начинают рассказывать удивительные истории… И пусть за ними стоят актеры, которые умелыми движениями создают эту реальность, радости и восторга от этого не меньше!
Десятый выпуск проекта «Сочиняй мечты» мы снимали в кукольном театре, куда приехали вместе с четырьмя героями – Климом Притиском, Тамерланом Тулегеновым, Дауреном и Каримом Ормановыми, Айлин Сулейменовой.
Климу почти 20 лет, он уже студент, а вот остальные ребята – учащиеся начального звена школы им. А. Бокейхана и подопечные кабинета поддержки инклюзии. У всех наших героев, как сегодня говорят, имеются нарушения социального взаимодействия, коммуникации и поведения (аутизм). Познакомимся с участниками ближе.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – ЕГО ВТОРОЕ ИМЯ!
Клим Притиск – это первый участник нашего проекта, который подал заявку самостоятельно. О проекте узнала его мама Любовь Мироненко, с сыном вместе они обсудили детали, а Клим написал нам! Если быть точным, то на момент подачи заявки парень увлекался фильмом «Элвин и бурундуки», а потому очень хотел сыграть хотя бы эпизод из любимой ленты на сцене. Мы упростили задачу и пригласили Клима в театр увидеть, где происходят чудеса, воочию.
К слову, за время ожидания своей очереди увлечения парня немного изменились: сегодня он является поклонником фурри – это сообщество людей, которые интересуются искусством и культурой, связанными с антропоморфными животными — существами, обладающими человекоподобными чертами. Посмотреть на разного рода кукол парню точно будет интересно!
Клим окончил коррекционную школу, учился на дому, а после 9 класса поступил в Казахстанский швейцарско-американский колледж туризма и гостиничного дела, где теперь дистанционно получает профессию дизайнера.
Второкурсник рассказывает, что учиться ему нравится. После школы он наконец познакомился с базовыми предметами – физикой, химией, математикой.
– Математика мне нелегко далась, вот физика с химией – не такие уж сложные, как о них говорят, – признается Клим Притиск. – Мне еще нравятся биология, география. В школе мы это все не изучали. Сейчас я задумываюсь, почему мы похожи на приматов, хоть созданы по образу и подобию Бога?
Клим иной раз поражает своими мыслями и рассуждениями. Он парень глубокого ума, склонен к философии. Его мама Любовь Мироненко подтверждает, что сын очень любознательный и активный.
– Все знания, которые в нем есть, он черпает сам. Для меня было главным, чтобы Клим научился читать и писать. Это мы смогли. Все, что его интересует, он узнает в гугле сам. У него есть способность искать, изучать, понимать. Я им восхищаюсь! – отмечает Любовь Мироненко.
Клим – обладатель шикарной памяти и пытливого ума. Парень сам учит математические формулы и применяет их. По этой причине маме Клима досадно, что в коррекционной школе даже мало-мальски не преподают общеобразовательные предметы. Парню бы это пошло на пользу.
– Я не говорю, что надо углубленно учить, но хотя бы на легком уровне. Да, конечно, детки все разные, но можно же что-то найти, – подчеркивает Любовь Мироненко.
У Клима вторая группа инвалидности. Есть еще и второе заболевание – парапарез нижних конечностей. Из-за этого походка у парня ненадежная, требуется сопровождение. Мама с сыном постоянно рядом и готова помочь. Особенно это актуально зимой – в снег и гололед.
ХВАЛИ, И БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ!
Все это про воспитанников кабинета поддержки инклюзии (КПИ) школы им. А. Бокейхана. Тамерлан, Даурен, Карим и Айлин пришли в сопровождении своих педагогов-ассистентов и методиста КПИ Айгуль Мукашевой. Именно она подала заявку на участие в нашем проекте и говорила, что они с детками готовы на любые активности.
Если углубиться в тему общения с особенными детьми и, так скажем, в процесс адаптации их к обществу, становится понятно: всякая экскурсия, поездка и знакомство – это новый опыт и навыки для особенных детей.
Вы наверняка слышали про инклюзивное образование, но наверняка не до конца знаете, как оно на деле реализовывается. Об этом «НК» подробно рассказала Айгуль Мукашева.
В 2019 году в школе в мкрн «Аэропорт», которая носит имя Алихана Бокейхана, открылся первый в области кабинет поддержки инклюзии. Особенные дети вместе с нормотипичными учениками посещают занятия, а на переменах или после уроков еще занимаются в КПИ.
– Это место, где наши дети получают дополнительное развитие – навыки, которые мы хотим сформировать, – рассказывает Айгуль Мукашева. – Для каждого составляется индивидуальная программа развития. Мы работаем по методу прикладного анализа поведения и обучаем, как быть в той или иной ситуации. У детей, как правило, западает учебное поведение. Мы его формируем: сидеть красиво, ждать, просить, взаимодействовать с другими людьми, здороваться, прощаться, говорить о себе. В 2019 году мы начинали с 4 детей, сейчас их 9.
Но КПИ – это не только учеба, а еще отдых и расслабление. В кабинете есть мягкий коврик, кресла-мешки, игрушки. Если ребенок понимает, что устал, то даже во время урока может прийти сюда и отвлечься.
Еще один важный момент: к каждому воспитаннику КПИ, если необходимо, приставляют своего педагога-ассистента. Он рядом с ребенком и во время занятий, и на перемене, и в столовой.
– Что касается самого обучения, то для наших детей создают свои программы. Есть адаптированная, когда объясняют тему всему классу одинаково, но для особенного ученика задания, СОРы и СОЧи легче, а есть индивидуальная, когда и лекции, и задания подстроены под ученика. Самый главный метод в нашей работе – подкреплять желательное поведение одобрением и похвалой, – поясняет Айгуль Аскарбековна. – И этот метод должен применяться со всеми детьми и даже взрослыми! Мы ведь всегда обращаем внимание на ошибки, а когда кто-то хорошо себя ведет, мы этому не придаем значения, поэтому у ребенка нет желания стараться. Плохое поведение своих детей мы игнорируем или гасим, чтобы оно не повторялось.
Помогает ли такой подход? Да, говорит Айгуль Мукашева. Когда-то Тамерлан, Даурен, Карим и Айлин пришли в школу маленькими первоклашками, а сегодня учатся в третьем и четвертом классах, разница колоссальная!
– Наши дети не могут врать, иногда не видят границ, мы их в этом плане направляем, объясняем, что можно делать в обществе, а что нельзя. Наши соревнования и активности тоже дают плоды. Ученики стали хитрить, как нормодети, стремятся к победе, у них появляется чувство соперничества, радости за команду, – подытоживает Айгуль Мукашева.
В ЦАРСТВЕ КУКОЛ
Нашим проводником в мир сказки стала художественный руководитель театра Юлия Семенова. Она показала детям костюмерную, мастерскую театра и провела к сцене, чтобы они почувствовали себя зрителями. На спектакль наши участники смогут сходить хоть когда, а вот побывать в обители артистов дозволено не каждому.
В костюмерной театра хранятся все куклы, которые когда-либо были на сцене. От такого разнообразия, право, разбегаются глаза! Здесь есть перчаточные, тростевые, планшеточные, мимирующие куклы, тантамарески, марионетки, ростовые… Важно, что детям дали потрогать разных персонажей, позволили надеть на руки и почувствовать себя артистами.
Юлия Семенова даже показала некоторые сцены из спектаклей. В прошлом наш экскурсовод была актрисой. Руки и голос все помнят – и жесты, и реплики! Конечно, внимание детей особенно было приковано к Юлии Викторовне, когда она «оживляла» кукол.
В мастерской нашим героям и вовсе позволили порезвиться на славу и побегать с большой куклой жирафа, персонажем мульта «Мадагаскар» Мелманом. Во время экскурсии выяснилось, что Тамерлан Тулегенов вполне бы мог стать артистом. Так гармонично он обращался с куклой жирафа.
Сожалеем, что не обошлось без потерь (кукле динозавра мы сломали зуб, а еще повредили гриф гитары), но это же дети!
– Спасибо, что вы пришли к нам! Спасибо, что не все сломали, – посмеялась Юлия Семенова. – Приходите еще, мы будем рады. Если не поиграть, то хотя бы посмотреть спектакль.
В конце экскурсии мама Клима Любовь Мироненко высказала мысль: хорошо бы в Костанае открыть театральный кружок для особенных детей. Как правило, они не просто играют роли, они живут ими. Было бы чудесно.
Благодарим Костанайский областной театр кукол за отзывчивость и гостеприимство!
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77