Образование

Учитель Дмитрий Ченцов о физподготовке школьников и системе оценивания

Дмитрий Сергеевич с 1994 года – физрук, сначала в школе №1, а с 2015-го в НИШе. За это время он издал различные труды и методические рекомендации по своему предмету, а недавно, 4 апреля, ему вручили нагрудный знак от министерства культуры и спорта РК.

В Астане состоялся I Республиканский съезд Ассоциации учителей физической культуры, где за теоретический вклад Дмитрия Ченцова отметили. Корреспонденты «НК» встретились с учителем и побеседовали о его предмете, иногда, кстати, совсем недооцененном.

– Что можете сказать о физической подготовке нынешних школьников?

– Она слабее, чем в прошлые годы. Во-первых, был период, когда у детей не было доступа к спортивным секциям. Сейчас в Казахстане идет большой толчок в развитии детского спорта, когда-то платные занятия теперь можно посещать за счет государства, это очень здорово и надо вовлекать больше ребят в это дело. Во-вторых, школьники сегодня гиподинамичны, возможно, из-за своих интересов, связанных с гаджетами. В основном они ведут сидячий образ жизни.

– Ученики в НИШе постоянно заняты учебой, сколько раз в неделю у них физкультура?

– По программе на мой предмет отведено 3 часа, плюс у детей есть дополнительные секции, куда они могут приходить по желанию. Благо материально-техническая база школы позволяет: есть два спортзала, тренажерный зал и стадион. Эти локации никогда не пустуют.

– Насколько важно для школьника заниматься спортом?

– Это, прежде всего, здоровье. Вообще, судя по последним исследованиям, доказано, что для нормального физического развития детям необходимо заниматься спортом не менее 15 часов в неделю. Так что я бы добавил к имеющимся трем урокам физической культуры в нашей школе еще два, чтобы спорту отдавать пять дней в неделю.

– Часто урок физкультуры считается неважным, в мое время это было просто прийти поиграть в футбол или волейбол, а как сейчас?

– С введением обновленного содержания образования в Казахстане требования к физкультуре повысились. Появились новые методики для более осознанного восприятия предмета учащимися. Сейчас дети учатся анализировать свои действия, физические возможности, достижения. Учатся подходить более осознанно к занятию, сравнивать свои результаты и анализировать их, видеть развитие. На уроках у нас обязательно есть обратная связь, во время рефлексии в конце занятия я слушаю отзывы учеников, исходя из них строю следующую встречу в спортзале.

– Как вы оцениваете физические достижения учеников? Сдают ли они нормативы?

– В свое время оценки и нормативы по предмету «Физическая культура» убрали, что очень зря. Учителя и эксперты сходятся во мнении, что их надо возвращать, потому что у детей нет мотивации. Они не понимают, к чему стремиться, где улучшить результат, постараться. Я состою в проектной группе Минпросвещения, тему оценки мы как раз затрагивали, разрабатывали новую десятибалльную систему. Надеемся, ее внедрят.

– Порой кажется, что молодых учителей физической культуры школьники не воспринимают всерьез. Считают, что урок можно прогулять и он бесполезен…

– У нас проходят практику ребята из пединститута, вижу их подготовку. Но я думаю, что их вины в снижении авторитета учителя нет. Они попали на так называемую систему кредитного обучения, где дают недостаточно знаний. Когда учился я, много часов отводилось на предметы с методикой преподавания. Например, гимнастика с методикой преподавания длилась 338 часов все четыре года. Сегодня осталось 30 часов на втором курсе. Чему можно научить будущего специалиста за 30 часов? Из-за этого страдает качество будущих преподавателей, и не только по моему предмету. Таково мое мнение.

Полина ШКАРУБО,
фото предоставлено НИШ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77