В ритме города Социум

Уроженка Костаная стала востребованным дизайнером и художником во Франции

Елена Кайгородцева впервые оказалась в стране Эйфелевой башни в начале 2000-х годов. Сюда она приехала изучить язык и получить дополнительное художественное образование

А до этого был Челябинск и освоение специальности «дизайн интерьера». Строить карьеру на берегах Сены в те годы наша героиня не планировала, все произошло по воле случая.

практику в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Елена познакомилась со студентами из Франции, которые предложили продолжить образование на их родине. Посовещавшись с родителями, Елена решилась ехать. Отец девушки, известный в Костанае баскетбольный тренер Виктор Иванович Кайгородцев, всегда поддерживал дочь во всех ее начинаниях, являясь для нее надежной опорой. Так было и на этот раз.

На родине Елена Викторовна старается бывать ежегодно. Очередной отпуск выпал на март, корреспондентам «НК» удалось встретиться с соотечественницей и с удовольствием поговорить.

 

 

Учебный вояж

Итак, в 2001 году Елена поступила в один из Тулузских университетов для изучения французского языка, а через год была зачислена в местную высшую архитектурную школу. Стало понятно, что европейская система образования сильно отличается от методологии учебного процесса на постсоветском пространстве.

– Во Франции нас не учили рисовать, преподаватели акцентировали внимание на умении мыслить как художник, расширять творческий кругозор. К примеру, создавать концепции, придумывать идеи, находить свой оригинальный язык воплощения интерьера и картин, – рассказывает дизайнер.

Кайгородцева обучалась в Тулузе на бесплатной основе. Государственные учебные заведения во Франции бюджетные, и в то время иностранцы учились на таких же условиях, что и местные граждане. Сложность заключалась в поступлении, отбирали по аттестату и своим субъективным критериям.

– Половину стоимости проживания оплачивала французская сторона, остальную часть студенты были обязаны погашать сами. Параллельно с учебой я работала в архитектурной школе ассистентом преподавателя, вуз, в котором я проходила обучение, давал право студентам работать двадцать часов неделю.

Бешбармак

Пока Елена училась, к ней в гости периодически приезжали родители. При первом визите в Тулузу в 2006-м году отец и мама художницы решили угостить французов бешбармаком. Получилось забавно.

– Купили конину, которую, кстати, французы едят, поэтому найти ее в мясных лавках не так уж и сложно. Приготовили бешбармак, пригласили друзей и соседей Лены. На столе не было кухонных приборов, и французы смотрели на нас с вопросительным подозрением. В их глазах читалось: как это есть? Я взял кусочек мяса и теста рукой и подал пример. Французы шутливо воскликнули «barbare», что означает варвар, но повторили все действия за мной. Так началась трапеза. Тулузцам очень понравилось наше блюдо, – с улыбкой вспоминает Виктор Кайгородцев.

Работа

Во время обучения Елена поняла, что архитектура не совсем ее направление. Девушка решила посвятить себя изобразительному искусству.

А позже основала в Тулузе ассоциацию художников. Вместе с коллегами начала подавать заявки на гранты, благодаря которым организовывала выставки. Они пользовались популярностью среди любителей искусства.

– Сейчас я продолжаю свою карьеру как художник-иллюстратор. Рисую на повседневные темы, делаю наброски во время путешествий и не только. Некоторое время назад одно молодое, но перспективное московское издательство поручило мне проиллюстрировать рассказ писательницы, живущей в Берлине, – рассказывает Елена. – Основная тема – злость, агрессия у детей. Что это такое, как она проявляется, и как можно экологично выразить это на бумаге.

Помимо продажи картин и работы с издательствами, художница проводит курсы и мастер-классы для всех желающих.

Французская свадьба

Ну да, как же без любовной истории, если живешь в стране, знающей в этом толк! Знакомство Елены с будущим супругом напоминает сюжет романтического фильма. С гражданином Франции Борисом Жоржелэном наша героиня познакомилась в художественной галерее Тулузы. Галантный мужчина стал оказывать знаки внимания, вскоре дружба переросла в роман.
При первом знакомстве с Борисом ее не покидало чувство, будто она его уже встречала и знакома с ним давно. Как оказалось, он был медийной личностью, работал на одном из телеканалов Франции, и Лена раньше видела его по телевизору.

Бракосочетание состоялось в 2012 году. К торжеству французы подходят основательно, исходя из принципа, что такое событие бывает только один раз в жизни. Отмечают широко и с душой.

Свадьба проходила в ресторане при художественном музее. А церемонию вел отец Бориса, который являлся мэром одного из пригородов Тулузы. К слову, привычных нам залов бракосочетания во Франции нет. «Объявляю вас мужем и женой» – звучит в присутствии представителей мэрии районов, сел или городов по месту жительства молодоженов.

– Закуски и десерты были в виде фуршета, затем мы с супругом устроили для гостей сюрприз, пригласив всех на колесо обозрения и прогулку по набережной. После чего наши друзья и родственники прошли к столу, где были поданы горячие блюда. В разгар свадьбы мои подруги из России и Казахстана решили разыграть гостей популярной у нас забавой – кража невесты. Французы не знакомы с этим развлечением и очень обеспокоились из-за моего отсутствия. Супруг стал волноваться, все время спрашивал: «Где Лена? Что случилось?», – с улыбкой вспоминает собеседница.

Похитители и невеста спрятались в парке неподалеку от ресторана. Друзья Елены объяснили французам, что кража невесты это традиция, нужен символический выкуп. Гости выдохнули с облегчением. А выкупом стали пламенные признания молодожена в любви к своей избраннице.

Наша героиня оставила девичью фамилию, к которой присоединилась французская, теперь она Кайгородцева-Жоржелэн. В Казахстане из-за плотного рабочего графика Борис бывает редко, вот и в этот раз он остался в Тулузе.

Закаленные

Пока мы прогуливались с Еленой по центральной площади Костаная, обратили внимание, что ее 9-летний сын Иосиф снял шапку и положил ее в карман. На улице стояла солнечная погода, но дул холодный, пронизывающий ветер. Я заволновался, но моя спутница рассказала, что зима во Франции похожа на нашу весну, поэтому там дети и взрослые одеваются легко, ходят без головных уборов.

 

– Зимой в домах французов ощутимо холоднее, чем в квартирах костанайцев. В среднем внутренняя температура жилья всего +18 градусов. Для них это нормально. Французы привыкают к холоду с раннего детства, они закаленнее жителей холодных стран, – объяснила Елена.

Тоска по родине

Несмотря на то, что наша землячка живет во Франции уже больше двадцати лет (кстати, вид на жительство, по которому она проживает, нужно продлевать каждые 10 лет), ей там все же не хватает того, к чему она привыкла в Костанае. К примеру, зимних развлечений, русской и казахской кухни, бани, бассейнов, и, конечно же, друзей и родственников.

Елена Викторовна отметила, что в ближайшем будущем продолжит свою деятельность художника. При этом не исключает, что начнет проводить в Костанае свои выставки и мастер-классы для любителей живописи.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77