Костанай и костанайцы

«Увидев такую красоту, невольно начнешь молиться…»

Совсем скоро культовое сооружение откроет новую страницу своей истории

Здание не только преобразилось после масштабной реконструкции, но и изменилось до неузнаваемости.

Исторический облик мечети восстановлен: фасад перекрашен в белый цвет по аналогии с устоявшимся исконным названием, минареты взмыли в небесную синь на прежнюю высоту, свой первозданный вид обрели купола. Казалось бы, дань прошлому отдана сполна. Осталось… восстановить точную дату строительства этого уникального памятника истории и архитектуры. Так считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Зуфар Махмутов и приводит свои аргументы «НК».

Уже несколько лет Зуфар изучает историю татар Казахстана, их появление и становление здесь, вклад в экономику, культуру. Работает на пару с еще одним увлеченным этой темой человеком, потомком по одной из линий ветвистого генеалогического древа купцов Яушевых – Раисом Яушевым. На счету творческого тандема – краеведческие книги о татарах Нур-Султана, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. На подходе книга о костанайских татарах, которая требует еще немаловажных штрихов и деталей.

Прошлой весной Зуфар и Раис приезжали в наш город. Побывали в историко-краеведческом музее – пассаже братьев Яушевых, посетили старое мусульманское кладбище, побеседовали с представителями татаро-башкирской общины «Дуслык» и, конечно же, не преминули полюбоваться Ак мечетью, на тот момент уже обнесенной строительными лесами.

– Мне очень близка тема казахстанских татар не только потому, что сам татарин. Я родился и вырос в Петропавловске, – говорит Зуфар. – Татары оставили большой след в истории северных регионов и наглядное наследие (дома, мельницы, пассажи, мечети), которое входит в реестр памятников истории и архитектуры, являя собой достопримечательные места, визитные карточки своих городов и районов. Пока мы начали исследования с севера и в ближайшее время постараемся дойти до юга страны. Работа кропотливая. Приходится собирать информацию в буквальном смысле по крупицам, сопоставляя года, сведения, которые указаны в тех или иных документах и источниках, хранящихся в архивах разных городов. Вот так, попав в Центральный государственный архив г. Алматы, я нашел интереснейший документ, датируемый 19 ноября 1905 г., который явно свидетельствует о том, что кустанайская соборная мечеть не была построена в 1893 году, хотя эта дата, как аксиома, переписывается из одной книги по истории Костаная в другую. Откуда появилась эта дата, так и не удалось выяснить, как не удалось найти ни одного подтверждающего этот факт документального источника.

Как отмечает историк, строительство, и тут стоит заострить внимание, именно каменной (!) мечети для татарских купцов, во главе которых стояли Яушевы, как основные меценаты, далось с большим трудом. Ходатайства в адрес военного губернатора Тургайской области Асинкрита Асинкритовича Ломачевского (годы службы в данном регионе – 1900-1908 гг.) подавались несколько раз.

– Во второй половине XIX века царская власть боялась распространения ислама среди казахов, потому что видела в этом препятствие для ассимиляции с русским населением и внутренней колонизации степных территорий. Причину же исламизации чиновники усматривали в «дурном» влиянии татар. Поэтому существовало множество ограничений на поселение этой этнической группы в Тургайской области, – акцентирует Зуфар. – И даже когда был основан Новониколаевск, впоследствии переименованный в Кустанай, обосновавшиеся здесь татары долгое время находились на нелегальном положении. Царские чиновники не давали им разрешение на проживание и всячески хотели выдворить из нового города. Когда «нелегальные мигранты» стали просить власти о разрешении им построить молитвенный деревянный дом, они получили категорический отказ. Но это их не остановило, они все равно его построили. Когда же татары получили официальное разрешение на проживание в городе, они стали ходатайствовать о строительстве полноценной каменной мечети с михрабом и минаретами.

Ак мечеть была построена по проекту Московской соборной мечети, появившейся в Первопрестольной в 1904 году

 

Зуфар предполагает, что в 1893 году татарскими купцами был построен деревянный молитвенный дом, но им хотелось возвести в городе каменную соборную мечеть, более основательную и вместительную.

– Из обнаруженного мной документа уже в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге следует, что первое ходатайство в Министерство внутренних дел Российской империи, в чьем подчинении находились и богоугодные заведения, Яушевы, пожелавшие вложить собственные средства в строительство, подали еще в 1900 году. Но оно было отклонено ввиду «преждевременности» и оставлено без рассмотрения. Аналогичные ходатайства от 1902 и 1904 годов также не получили одобрения. Ходатайства рассматривал Департамент духовных дел иностранных исповеданий, заключив, что молитвенный дом на тот момент отвечал всем необходимым нуждам верующих мусульман, коих тогда, в 1904 году, в Кустанае проживало 366 мужских душ. При этом уже в 1905 году, на момент подачи очередного ходатайства, «в городском обществе мусульман насчитывалось 638 мужских душ и временно проживающих 467». Такой демографический рост сыграл на пользу ходатайству, которое в итоге было отрекомендовано, как «заслуживающее удовлетворения». С припиской «ввиду напряженного ожидания со стороны татар, так и ввиду Всемилостивейшего Манифеста о веротерпимости».

Ситуацию с запретом на строительство мечетей в Кустанае изменил Манифест о веротерпимости, подписанный в апреле 1905 г. императором Николаем II.

– Именно этот указ, провозгласивший тем самым свободу вероисповедания, дал возможность купцам Яушевым получить долгожданное одобрение на строительство каменной соборной мечети в Кустанае, – говорит историк. – Яушевы, как и многие татарские купцы, переехавшие в Кустанай, слыли щедрыми меценатами и пользовались большим авторитетом у местного населения. В Центральном государственном архиве г. Алматы хранится документ, повествующий о разрешении на строительство каменной соборной мечети в Кустанае. Датируется он 29 января 1908 г. А вот даты завершения строительства нет. Зато в одной из старейших газет на татарском языке «Тормыш» от 1914 года я нашел информацию о том, что на возведение кустанайской мечети купцы Яушевы пожертвовали порядка 60 тысяч рублей. По тем временам хороший, добротный дом стоил 1000 рублей. Представьте, каким весомым был вклад Яушевых в каждый кирпич Ак мечети. Журналист газеты был поражен этим архитектурным шедевром. «Она видна издалека и поражает своей красотой… Внутреннее убранство очень богатое. Увидев такую красоту, невольно начнешь молиться». Восхитила мечеть и российского муфтия Галимжана Баруди, приехавшего в Кустанай в 1918 году. Он отмечал, что, хотя кустанайская мечеть и построена по проекту второй Московской соборной мечети, но она во много раз превосходит ее по красоте. Тогда богослов и предположить не мог, что это здание скоро лишится своих минаретов и долгое время не будет использоваться по назначению.

Галимжан БАРУДИ

– Я очень хочу пролить свет на многие белые пятна, связанные с историей Ак мечети, и в этом случае уповаю не только на архивные находки, но и на человеческую память, на отклики людей, прочитавших эту статью. Большая просьба, напишите мне на почту – zufar@inbox.ru, если вы располагаете какими-либо старыми фотографиями, сведениями, информацией о мечети, ее служителях и в целом о татарах Костаная, – подчеркивает Зуфар. – Как только книга будет завершена, мы планируем организовать презентацию в вашем городе. А пока – работа кипит!

Заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения региональной истории Костанайского областного историко-краеведческого музея Галина Саталкина:

– Безусловно, обнаруженный архивный документ заслуживает внимания и всестороннего изучения. Но я бы не спешила с выводами. Действительно, сейчас никто точно не скажет, откуда взялся 1893 год. Сложилась своего рода аксиома, не требующая доказательств. Эта дата «перекочевала» к нам еще с советских времен. Она указана во всех книгах по истории города и области, в Государственном списке памятников истории и культуры местного значения Костанайской области. При этом подлинного документа, подтверждающего именно этот год, к сожалению, нет, как нет пока и документов, однозначно подтверждающих иную дату строительства мечети.

Мне думается, что 1893 год взят за основу, как год строительства того самого молитвенного дома, от которого скорее всего и ведет свою историю Ак-мечеть.  Ведь в документе, обнаруженном в архиве уважаемым ученым – историком З. Махмутовым, упоминается ходатайство доверенных от мусульман города Костаная Забирова и Рахимова о разрешении перестроить молитвенный дом в каменную соборную мечеть.

Но оттого, подтвердится та или иная дата строительства Ак-мечети, этот уникальный памятник ни в коем случае не утрачивает своей значимости. Более того, мы сумели его сохранить и отреставрировать, придав первозданный облик.

Зульфия НАБИЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77