Социум

В эпоху телефонного терроризма: есть ли способы защититься от назойливых звонков мошенников?

Это явление настолько прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно найти ту самую точку, откуда все началось

Сегодня, когда надоедливые мошенники позвонили почти каждому и с проблемой начали бороться полиция и прокуратура, многие больше не клюют на удочку обмана. Но находятся по сей день и те, кто по доверчивости теряет деньги.

Можно ли как-то защититься от телефонного мошенника? Убрать свой номер из базы данных онлайн-террористов? Откуда они вообще узнают наши контакты? Это обратная сторона цифровизации? «НК» попытался ответить на ключевые вопросы.

Утечка данных

Специалист по информационной безопасности Анна Лазарева призывает казахстанцев не надеяться на панацею в этом вопросе. Звонки мошенников, к сожалению, примета времени, которую нужно принять как факт. С такими людьми нужно «правильно» общаться и важно четко осознавать, что сотрудники банков звонить вам никогда не будут.

– Часто мошенники используют технологию подмены номера, поэтому перезванивать, чтобы сказать ему пару ласковых, не нужно, скорее всего, вы попадете к обычному человеку, чей номер использовали для мошеннических действий в целях прикрытия, – говорит Анна. – Ни в коем случае не говорите свои персональные данные и вообще старайтесь свести общение к минимуму. У «Яндекса» есть хорошее приложение по определению номера (оно называется «Яндекс Старт» – прим. ред.). Если вам позвонят из банка, номер которого внесен в базу, поверх окна входящего вызова отобразится информация об организации. Если «Яндексу» неизвестен номер, с которого звонят, в конце разговора можно оставить отзыв и пометить номер как «спам» или «мошенник». Эта информация сохранится и будет показана другим пользователям.

Однако мошенники так часто меняют номера, что и этот способ может не сработать. Анна Лазарева советует другой действенный метод: так как большинство таких деятелей работает из-за границы, ведите разговор по-казахски! Гарантия успеха избавиться от назойливого собеседника возрастает в разы.

А откуда вообще у всех этих псевдоменеджеров, сотрудников служб безопасности банка и следователей прокуратуры Астаны наши номера? Часто казахстанцы пеняют на сотовых операторов, мол, это они «сливают» свои базы в надежде заработать еще больше, однако, говорит Анна Лазарева, им в первую очередь невыгодно продавать своих клиентов.

– Если позже это докажут, то сотовый оператор понесет такие убытки, что им проще будет закрыться, – объясняет эксперт по информационной безопасности. – К тому же операторы относятся к критически важным объектам информационной инфраструктуры. Для них это просто неразумно, а вот для простых хакеров, которые занимаются взломом сайтов, к примеру, онлайн-магазинов, где есть клиентские базы со всеми номерами, самое то. Взломать можно, отмечу, даже Инстаграм, а туда вы тоже вбиваете свой мобильный номер. Такие случаи уже были.

Взломать сегодня, еще раз повторяет эксперт, можно все, что угодно. Этим занимаются «черные» хакеры, которые ищут уязвимости в системе безопасности различных сайтов. Сами подумайте, мы сегодня оставляем свои данные абсолютно везде: в соцсетях, поликлиниках, банках, магазинах, чтобы привязать к своему номеру очередную бонусную карту…

– Я советую лучше иметь два номера и один из них привязать к банковской карте и нигде больше по возможности не светить, – заключает Анна Лазарева.

Специалист по информбезопасности Батыржан Тютеев считает, что защититься от телефонных мошенников невозможно, а пытаться это сделать – все равно что бороться с ветряными мельницами. Даже если вы будете максимально осторожны, то кто-то из ваших знакомых может, сам того не ведая, слить ваш номер.

– Способов это сделать очень много, при этом пользователь зачастую даже не знает, что он передает эту информацию третьим лицам. Никто не читает пользовательское соглашение, а ведь компании обязывают указывать, будет ли информация о вас передаваться третьим лицам. Тот же Get Contact пополнял свою базу за счет пользователей, что поставили это приложение себе на телефон, – рассказывает Батыржан Тютеев. – И даже если вы не являлись пользователем этой программы, кто-то из вашего окружения мог ее поставить и таким образом передать на сервера Get Contact всю свою телефонную книгу.

Вопросы интернет-мошенничества поднимал на встрече с населением и глава МВД Марат Ахметжанов. Министр сообщил, что в рамках борьбы с этим явлением власти подписали меморандум с банками второго уровня и сотовыми компаниями. Обычно мошенники находятся за границей, поэтому подменяют номера, с которых звонят. Теперь появился инструмент, позволяющий блокировать такие подменные номера. Это будет делать сотовый оператор.

Старый новый номер

А эта история немного выбивается из общего контекста, но получается, наверное, более гиперболизированной в отношении телефонного терроризма. Ее рассказала «НК» жительница Костаная Томирис Сулейменова.

Девушка купила новый номер Activ, зарегистрировав его, как положено, на свой ИИН. Не успела она выйти из офиса оператора, как посыпались звонки. Забегая вперед, скажем, что это продолжалось с 11 по 14 сентября включительно. 20-30 звонков в день!

– Звонящие представлялись сотрудниками Kaspi банка и искали какого-то Даурена. Я думала, что это мошенники, – вспоминает Томирис. – Звонки продолжались, я обратилась снова в Activ, чтобы удостовериться, действительно ли номер теперь принадлежит мне. Все так, вот только оператор сказала, что если полгода номером не пользоваться, то он автоматически становится неактивным и его заново продают. На кого мой номер был зарегистрирован раньше, оператор не знает. Это вообще законно? Мне звонили без перерыва в поисках какого-то Даурена, я постоянно сбрасывала все незнакомые номера. Но так ведь и паранойя может случиться!

Вопрос второй: действительно ли это звонили сотрудники банка? В Kaspi нашей героине ответили, что тот самый Даурен может быть должником…

– Девушка в справочной службе сказала, что сотрудники банка могут звонить, но не так настойчиво и до 18:00, максимум три раза в сутки, – продолжает Томирис Сулейменова. – Большая часть звонящих, вероятно, мошенники. Мне выслали форму и сказали спрашивать у собеседников ФИО. Если назовут, значит, это действительно сотрудники банка. Тогда надо заполнить форму, и мой телефон должны убрать из базы. После этого наутро было еще два звонка, и террор наконец прекратился.

Томирис, конечно, выдохнула, но не понимает, почему должников ловят именно так, а не через полицию, а сотовый оператор продает б/у номера?

В пресс-службе компании Kcell, которая также обслуживает абонентов Activ, «НК» подтвердили, что старый номер одного клиента может когда-то перейти другому.

– Данный пункт прописан в публичных договорах всех операторов ввиду того, что номерная база имеет определенные ограничения. Если человек не пользуется длительное время своим номером, а именно не совершает звонков или не отправляет SMS, то оператор отвязывает этот номер от SIM-карты абонента и выставляет его обратно на полку продаж. В случае с брендами Kcell/activ это происходит через 180 дней, в течение которых не было активности на номере, – объяснили в компании. – Далее этот номер отвязывается от SIM-карты и в течение последующих 6 месяцев находится в заморозке. Это тот период, в который абонент может обратиться к оператору и восстановить номер бесплатно. Далее абонент может выкупить номер за деньги. На практике же мы не выставляем номер на общую полку в течение 18 месяцев, чтобы полностью убедиться в неактивности номера. За все время мы не получали жалоб или обращений от абонентов по этому пункту договора.

В Kcell также подтвердили слова главы МВД о совместной работе с банками и сотовыми операторами. Меморандум еще не подписан, но когда система заработает в полной мере, порядка 90% подобных звонков будут пресекаться на входе, прогнозируют в компании.

– Важно понимать, что сотрудники службы безопасности банков и полиции не звонят, чтобы сообщить о каких-то неправомерных действиях третьих лиц без наличия заявления от пострадавшего, – еще раз напоминают в Kcell . – Второе: у банка есть ваши данные, которые предоставляются работнику только после вашего согласия и аутентификации. В большинстве случаев – это SMS-код, сообщая который, вы открываете сотруднику банка на время работы с вами доступ к личной информации. При этом сотрудник банка не будет просить вас назвать сумму на депозите, номер карты или другую информацию, так как при вашем согласии эта информация будет доступна у него на мониторе.

Словом, самый действенный метод – никогда не доверять мнимому сотруднику банка и следователю, а просто класть трубку. Кому нужно, вас найдут, а вот потерянные деньги не факт, что вернутся.

Татьяна НАЗАРУК, карикатура с сайта
grosh-blog.ru


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77