Костанай и костанайцы Образование

В этом году автодору исполняется 65 лет, 60 из них здесь трудится Борис Колпаков

Именно поэтому вспомнить становление Костанайского колледжа автомобильного транспорта «НК» решил сквозь призму жизни специалиста, который посвятил учебному заведению столько лет

Этот материал будет путешествием в прошлое, поэтому начать его следует с краткой исторической справки.

СТАНОВЛЕНИЕ

Кустанайский техникум автомобильного транспорта организован в мае 1959 года приказом начальника управления учебных заведений министерства автомобильного транспорта КазССР. Первым директором техникума был назначен Дергунов Н.Т.

В сентябре учебное заведение передано в ведение комитета высшего и среднего специального образования Совета министров КазССР.

Первый учебный год. Открыто два отделения на базе 7 и 10 классов: «Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», «Планирование и экономика автомобильного транспорта». На очное отделение поступили 90 человек, на заочное – 60.

Второй учебный год. Добавились новые отделения: «Эксплуатация и ремонт дорожных машин и оборудования» на базе 7 и 10 классов. Создано учебно-методическое объединение, в состав которого входило 10 техникумов области, из них 6 в городе.

Третий учебный год. Техникум готовит специалистов по пяти специальностям.

В 1970 году директор Миронов А.В. начал строительство нового типового учебного корпуса – современного здания с актовым и спортивным залами, лабораториями и цехами, библиотекой с большим читальным залом. Стройка закончилась через четыре года. Тогда директором техникума стал Соколов Г.С.

В 1995 году происходит реформирование техникума в колледж. На основании решения министерства образования и науки Республики Казахстан, появляется актуальное ныне название – Костанайский колледж автомобильного транспорта.

В 1997 году в колледже открыта профессиональная школа. Здесь готовят четырем профессиям: «Слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств», «Электрик по ремонту автомобильного электрооборудования», «Электрогазосварщик», «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов». В 1998 году была проведена реорганизация технического и дорожного отделений в одно «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, подъемно-транспортных, дорожно-строительных машин и оборудования».

В 2003 году организовано индустриально-экономическое отделение. Там обучающихся готовили по семи специальностям.

С 2010 года частично обновлена техническая база для образовательной программы «Дорожно-строительная техника». Приобретено новое оборудование и открыты мастерские и лаборатории для ОП «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».

В 2014-2015 учебном году колледж стал грантополучателем в рамках реализации плана институционального развития проекта «Модернизация технического и профессионального образования».

В 2016 году заведение успешно прошло государственную аттестацию.

Дальше было еще множество обновлений и реформ, которые активно освещались в СМИ. И по сей день их свидетелем и активным участником является Борис Алексеевич Колпаков.

«Я ПОМНЮ, КАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»

С педагогом мы встретились, конечно, в колледже. Разговор происходил в библиотеке. На столах лежали альбомы с множеством фотографий – их берегут в ККАТ как зеницу ока. Беседуем и смотрим фотокарточки. Молодой Борис Алексеевич там тоже запечатлен.

– Я родился 4 апреля в 1937 году в Костанае, жили мы по улице 5 Апреля, – подметил забавное совпадение собеседник. – Мне было 4 года с небольшим, когда 22 июня 1941 года с папой рыбачили на мосту у Тобола, тогда спускаться к нему нужно было по улице Ленина (Аль-Фараби – прим. ред.). По этой дороге к нам прибежала мама и сказала, что началась война. Мы сразу домой. Папа был начальником юстиции, ушел в обком, к вечеру вернулся уже в форме. Он – офицер запаса, его отправили в Чебаркуль – работал преподавателем в военном училище. После, вместе с ротой, оборонял Сталинград, там его ранили. Получил инвалидность.

Воинская и партийная деятельность отца Бориса Алексеевича определила его жизнь, полную переездов по всей области и смену школ. Колпаков-младший тоже хотел пойти по стопам отца, но не сложилось: призывы на службу оканчивались тем, что его оставляли в семье, так как папа был инвалидом. В итоге Борис Алексеевич поступил в Костанайский пединститут на учителя математики и физики.

ШКОЛА, ТЕХНИКУМ, КОЛЛЕДЖ…

По распределению новоиспеченный педагог попал в Федоровскую школу.

– Ребята, с которыми я играл в баскетбол в одной команде в институте, постоянно приезжали ко мне в деревню на рыбалку, отдыхать. В очередной раз пожаловали и говорят: «Срок ссылки у тебя вышел, пойдем в автодорожный». Ну я и поехал. Взяли меня преподавателем математики, а еще в разное время был секретарем ученической комсомольской организации, председателем студенческого профсоюзного комитета, секретарем партийной организации, председателем профсоюзного комитета сотрудников колледжа, заведующим заочным отделением, – перечисляет Колпаков.

Когда Борис Алексеевич пришел в техникум, корпус еще располагался в районе телевышки, а новый – по нынешней Назарбаева – только строили, причем дружно: и преподаватели, и студенты.

– В 1974 году поступила команда переезжать. Аудитории были пустые, на первом этаже общежитие сделали, детишки жили. Комендант – женщина суровая! Помню, студенты пойдут на кладбище в парке Победы (оно тогда уже недействующее было) и крест оттуда ей принесут, такие хулиганы тоже встречались, – делится педагог. – Потом мы достраивали корпуса и лаборатории. Первую аудиторию оснастили своими руками, она по сей день под номером 21, там стоят детали автомобилей, которые мы со студентами вырезали и красили. Планируем организовать здесь памятный кабинет.

С кадрами было туго, а вот со студентами – наоборот, заочников в первом наборе Колпакова числилось 700 человек! Для сравнения, сейчас общее число обучающихся в колледже около 1400.

Теперь студенты колледжа практикуются на новеньких авто

– Были сложные времена, когда мы практически выживали. Распад СССР. Из отдельно построенного общежития (сейчас малосемейка за автодором) ребята съезжали, нечем было платить, а у колледжа отсутствовали средства, чтобы содержать его. Наняли экономистов, составили бизнес-план по спасению нашей организации. Сократили все затраты, отключили от света и отопления корпуса, оставили только главный. Как-то справились. В двухтысячном новый директор пришел – Аскар Жаркенов, начали участвовать в разных программах, финансирование пошло, оснастили лаборатории по высшему разряду, построили новое общежитие в девять этажей. Глаза радуются, когда смотрю на все обновления, – поделился Колпаков.

Залог успеха колледжа – в людях, так считает Борис Алексеевич.

– Неравнодушные, талантливейшие педагоги трудятся в автодорожном колледже. Таких поискать надо, работают целыми династиями. Мы, кстати, с супругой тоже здесь вместе начинали. Она математик, была методистом, но потом ушла в другое учебное заведение. Из-за моей должности сказали, что не может быть муж начальником жены. Но ничего страшного, все у нас хорошо сложилось. Свой колледж я люблю всей душой, забегаю часто, меня приглашают, обсуждают со мной вопросы, я в педагогической комиссии. Нынешний директор Павленко Дмитрий Иванович – хороший руководитель, думаю, автодор будет становиться только лучше. И слава о нем благодаря тысячам отличных выпускников будет слышна и за пределами страны, – заключил Колпаков.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77