6 апреля во многие дачные общества и жилые дома, расположенные в прибрежных зонах, пришла большая вода. «НК» решил посмотреть, как удалось восстановить один из серьезно пострадавших садовых товариществ
Стоит отметить, что на данный момент уже привели в порядок СО «Дорожник». Здесь 230 участков, 18 семей живут круглый год. Так вот, пострадали все. Силами подрядных организаций и волонтеров было вывезено более 11 тыс. кубометров мусора. Солидную помощь оказали курсанты Академии МВД.
– Вопрос ликвидации последствий паводка находится на особом контроле, – отмечает в своем Инстаграме аким Костаная Марат Жундубаев. – В настоящее время уборка мусора из подтопленных ранее садоводческих обществ практически завершена. Сейчас ведутся работы по их подключению к электричеству и водоснабжению.
А вот в «Садоводе» уборка еще продолжается, мы наведались туда в разгар работ. В ПКСТ входят 674 участка, все они пострадали в ходе паводка. Круглый год в дачных домиках проживают 42 семьи.
Вода здесь поднялась почти на 10 метров над уровнем земли, об этом свидетельствует сухой камыш, оставшийся высоко на кронах деревьев. В некоторых проулках погнулся забор из профлиста. Течение было таким сильным, что даже развернуло дома! Вдоль заборов лежат кучи строительного мусора. На пути попалась небольшая пристройка, которую мы наблюдали в триатлон-парке около недели назад.
– Вам не показалось, это она! В Притобольский парк унесло крышу домика одного из членов общества, – подтверждает наши догадки председатель ПКСТ «Садовод» Олег Мощенко.
К слову, расстояние от этого общества до триатлон-парка составляет около двух километров.
НЕ ДО СМЕХА
Олег Мощенко вступил в должность 1 апреля этого года. Спустя пять дней дачное общество, возглавляемое им, полностью затопило.
– Ранее я входил в состав правления, потом избрали председателем. Говорили, работа налажена, все будет спокойно… – вспоминает собеседник.
Из-за большой воды в негодность пришли инженерные сети. Течением вырвало порядка 50 (!) деревянных опор, висят линии электропередач. ТОО «ЭПК-forfait» уже помогло дачникам восстановить трансформаторы и электролинию, которая идет вдоль Тобола.
За помощью председатель «Садовода» обратился и к ГКП «Костанай-Су». Из-за наводнения из строя вышел насос, который подавал воду всем владельцам участков. Уже больше месяца в ПКСТ нет воды.
– Возможно, придется жить в таких условиях еще месяц. Именно столько, как сказали специалисты «Костанай-Су», уйдет на восстановление электродвигателя насосов, – сообщает Мощенко.
В ходе нашего рейда люди рассказывали, что пока поливают грядки водой из колодцев, Тобола или из емкостей, наполняемых дождями.
Помощь оказывают курсанты Академии МВД, они убирают сухой камыш. Технику для сбора и вывоза мусора выделило ТОО «Конгломерат.KZ».
– Мы очень благодарны частным компаниям, подрядным организациям, но хочется обратиться к правительству. В Казахстане действуют программы по типу Дорожной карты, направленные на развитие населенных пунктов. Мы просим разработать подобную госпрограмму для восстановления дачных обществ. Проблемами дачников заинтересовались только после паводка. К примеру, своими силами мы не сможем обновить инженерные коммуникации, хотя они уже износились почти за полвека! Их провели в 1976 году, – обращается с предложением председатель ПКСТ «Садовод».
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Около полутора часов корреспонденты «НК» ходили по улицам сильно пострадавшего дачного общества вместе с председателем. Делимся наблюдениями и некоторыми историями.
Идем вдоль участка, заваленного строительным мусором: деревянными балками, кирпичом черепицей.
– Это все течением принесло? – интересуемся.
– Нет, это бывший дом. Владелец приобрел его за 20 млн тенге в начале этого года. Вот все, что осталось… Восстановить ничего не удастся, – вздыхает Мощенко.
В ходе нашего рейда мы насчитали не меньше пяти домов без крыши. Только голые стены напоминали о том, что раньше это были жилые помещения.
У Владимира Павловича Горобца на домике хотя и осталась крыша, но от нее нет толка… Ее сдвинуло почти на метр вперед, а в это пространство протиснулся диван, и теперь он находится между стенами и крышей.
– Десять лет мы тут жили посезонно. Здесь было все для комфортного пребывания: кухня с холодильником, вода, электричество, спальные места, а теперь смотреть страшно, – делится владелец участка.
Внутри ничего не осталось, да и находиться там пока небезопасно, крыша может рухнуть в любой момент.
– Это имущество мы наживали годами. Я пенсионер, и мне будет трудно восстанавливать все как физически, так и финансово. Я в корне не согласен с решением правительства о возмещении морального ущерба только тем, у кого дача была единственным жильем. Восстанавливать имущество ведь придется всем, – считает костанаец.
Проходим дальше. В цвету яблоня, вишня, запах сирени разносится по всей округе. Виляя хвостиками, нас приветствуют четвероногие спутники.
– Этих красавцев я лично спасал на лодке. Вы знаете, они так переживали, что совершенно не ели в приюте. Питаться как обычно стали, только вернувшись на дачи. А говорят, что животные ничего не чувствуют и не понимают, – рассуждает наш сопровождающий.
На каждом участке кипит работа. Кто-то поливает уже высаженную рассаду, обрабатывает плодоносящие деревья, другие выносят строительный мусор. Среди них семья Горбачевых. Их двухэтажный дом сошел с фундамента, стены покрылись трещинами.
– Здесь я проживала круглогодично. Это мое единственное жилье. Но из-за того, что дом был оформлен на сына, а у него есть другая недвижимость, возмещение материального ущерба нам не положено. А эксперты заключили, что дом не подлежит восстановлению, – рассказывает Людмила Горбачева.
Единовременной социальной выплаты в размере 100 МРП (369 200 тенге), положенной всем пострадавшим, конечно, не хватит.
– Только 2 млн понадобится на снос дома. 19 млн ушло на брус. Думаю, на полное строительство потребуется не меньше 30 млн тенге, – говорит хозяйка.
Из имущества удалось восстановить лишь одежду и обувь благодаря химчистке. Все остальное пришло в негодность.
– Когда мы смотрели видео с квадрокоптера, было видно, как в моем доме бурлила вода, словно воронка. Чтобы вы понимали, какое здесь было сильное течение, оно выломало рольставни на окнах, а те прошли сквозь бетон на другую сторону участка! – делится Людмила.
Как мы писали выше, 42 семьи проживают в «Садоводе» круглогодично. Тем, у кого это единственное жилье, положено возмещение ущерба. Одна из них Алмагул Шаржанова. Мы поинтересовались, довольна ли она решением оценочной комиссии, однако женщина еще не приступила к работе.
– Мне уже давно обещают провести оценку, но комиссия не приходит. Говорят, что уже на этой неделе они должны приехать, – делится пострадавшая.
МНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Заместитель акима города Алмат Исмагулов на недавнем брифинге для журналистов сообщил, что на возмещение материального ущерба костанайцами было направлено 887 обращений. Из них по жилым домам – 174, садовым обществам – 713, в том числе 53 у кого дача – единственное жилье.
Сначала проводилось техническое обследование и оценка имущества жилых домов, а сейчас завершается и по дачным участкам.
На вопрос «НК», как власти будут способствовать восстановлению коммуникаций, водных насосов дачных участков, госслужащий ответил, что без помощи не оставят.
– Месяц назад мы собрались с председателями дачных обществ. Определили, у кого и что вышло из строя, на восстановление выделили спонсорские деньги. В первую очередь нам необходимо отремонтировать насосы для подачи воды, чтобы обеспечить дачникам полив, – проинформировал Исмагулов.
В акимате подчеркнули, что помогут каждому дачному обществу.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77