Как оказалось, отдельные поставщики любят добавить красок своим заявкам. На чем ловят изготовителей школьных пирожков и компотов?
ЕСТЬ ФАКТ
Один из самых свежих примеров недобросовестной работы школьной столовой зафиксировали в декабря 2025 года в городской школе им. А. Бокейхана (№29). В рамках работы бракеражной комиссии, которая оценивает качество готовых блюд и соблюдение санитарных норм, в продуктах нашли червей и металлическую стружку. Руководитель городского отдела образования Гульсим Уразбаева отметила, что договор на 2026 год с этим поставщиком продлевать не стали. На предпринимателя также подали иск в суд с требованием признать недобросовестным поставщиком госзакупок.
Судебных споров вокруг тендеров на обслуживание столовых учреждений образования немало. По данным специализированного межрайонного административного суда (СМАС) Костанайской области споры такого толка преобладают среди исков об оспаривании протоколов госзакупок или признании поставщиков недобросовестными.
Статистика, которую озвучили в СМАС, подтверждает рост: 37 исков в 2023 году против 57 за 6 месяцев 2025 года.
А ведь качество питания в школах – это вопрос безопасности жизнедеятельности детей. И эта сфера нуждается в особом и постоянном контроле.
ИСКИ НА ПОТОК
Одной из наиболее распространенных причин для иска является оспаривание протокола госзакупок. Объявляют победителя, но другие участники конкурса не соглашаются с выводами комиссии и требуют отмены либо пересмотра результатов.
– Обращаются в досудебном порядке к организатору или заказчику с жалобой на итоги конкурса. В удовлетворении жалобы, как правило, отказывают. Либо не принимают во внимание аргументы заявителей и даже не расписывают причину, почему не приняли во внимание. Потому участник конкурса обращается в суд с иском, – отметила судья СМАС Костанайской области Алия Жауарова. – Наибольшее количество административных исков поступило от истцов об оспаривании протоколов итогового конкурса, связанных с питанием в учебных заведениях. Как по Костанаю, так и по области. Это наша основная боль, поскольку очень много дел, бесконечно обжалуют результаты конкурсов.
Нередко все дело в мелочах. В документах неверно указали ИИН, и в ответ на жалобу о недостоверных данных заказчики вынуждены пересматривать итоги госзакупок. Хотя сам повод формальный, и ошибку даже суды признают технической. Ведь в настоящем удостоверении все верно, личность сотрудника компании подтверждена. Просто сыграл человеческий фактор – специалист допустил ошибку, составляя заявку.
Ранее результаты части конкурсов отменяли или пересматривали после проверок департамента внутреннего госаудита (ДВГА). Именно это ведомство с одной стороны обращало внимание на такие формальные недочеты, а с другой – позволяло разгружать суды. Потому что часть споров решалось именно на этапе мониторинга. Сегодня, признают в СМАС, после изменения в Законе «О госзакупках» департамент внутреннего госаудита отошел от работы по мониторингу госзакупок. Нагрузка легла на суд.
ЦЕНА ПОБЕДЫ
В СМАС называют разные поводы для пересмотра исков. Это в том числе нарушения, которые могут непосредственно повлиять на конечный продукт, который предлагают детям. Например, потенциальные поставщики школьного питания перед подачей документов на конкурс оплачивают пенсионные и социальные отчисления на заявленного повара, предполагая, что таким образом подтверждают его опыт работы. Это, кстати, одно из требований, которому должны соответствовать сотрудники потенциального поставщика. У повара опыт работы в сфере общественного питания должен быть не менее года.

– Участники госзакупок не подтверждают стаж поваров, не регистрируют на сайте enbek.kz трудовые договоры. Пенсионные отчисления перечисляют единовременно за прошедший период. В январе-феврале 2025 года начинают за 2024 год полностью одной суммой перечислять пенсионные и говорить, что были финансовые проблемы. Теперь это работать не будет, – отмечают судьи.
Еще одна хитрость с поваром – заявить одного и того же специалиста в разных конкурсах. Причем, практика показывает, что по одному из конкурсов поставщик уже может победить и начать работать. По факту мы получаем расхождение в данных: по документам работает один человек, а по факту другой, который не прошел все стадии отбора. И это может повлечь за собой проблемы, выражающиеся в той же металлической стружке или червях в продуктах. А ведь речь в том числе о здоровье и безопасности детей.
Есть требования к диетологу и технологу. У диетолога должно быть медицинское образование, а у техника или технолога – среднее или высшее образование в области общественного питания. И если в этой части требования соблюдены, то в другой могут быть нарушения.
– Диетологи и технологи вообще официально работают в других областях республики Казахстан. У нас в Костанае конкурс проводят, а диетолог по факту проживает в Кызылорде или Шымкенте. Иногда в Атбасаре. Я понимаю и допускаю, что некоторые предприниматели сотрудничают с директорами школ. Не надо директорам на это закрывать глаза, – отметила судья Алия Жауарова.
Участников госзакупок предупредили, что в случае рассмотрения исков судом, все подобные хитрости будут учтены при вынесении решения суда.
СВОЯ ПОЗИЦИЯ
У бизнеса свои аргументы. Предприниматели говорят, что качественную услугу почти бесплатно предоставить нельзя. Хорошие специалисты стоят денег. Но участники конкурсов из других регионов могут демпинговать. После же ищут на месте свободных специалистов. Как показывает практика последних лет – не всегда достаточно квалифицированных.

Работающие в сфере организации питания предприниматели признают, с изменением законодательства в сфере госзакупок стало сложнее. Если раньше внешний контроль вел департамент внутреннего госаудита, то теперь школам или другим учреждениям образования приходится самостоятельно решать вопросы с изучением конкурсной документации.
– Когда был внутренний госаудит, исков по нашим конкурсам было меньше. А как функции убрали в 2025 году, так ситуация и изменилась. В школах юристы не всегда успевают досконально изучить документы. У них ведь всего 5 дней на изучение заявок. Этого может быть недостаточно, особенно когда участников конкурса много, – рассказала корреспонденту «НК» предприниматель и руководитель производственного кооператива «Сказка» Елена Шамрай.
Результат – как раз те иски и длительные судебные тяжбы. Страдают и дети, и бизнес. Одни не получают качественной услуги, другие – дохода от своей деятельности.
АЛЬТЕРНАТИВА
Глава совета по защите прав предпринимателей и противодействия коррупции Костанайской области Арман Шаменов предложил создать в регионе Ассоциацию предприятий общественного питания и сервиса.

– Создание такой Ассоциации позволит бизнесу делиться опытом, совместно разбирать ошибки в конкурсных документациях и, что самое важное, решать спорные моменты в рамках досудебного урегулирования. Это цивилизованный путь, который минимизирует количество затяжных судебных процессов, – подчеркнул Шаменов.
Предложение приняли. Бизнес взял время на обдумывание. Если идею удастся воплотить в жизнь, то предприниматели получат не только возможность консолидировать усилия по решению текущих проблем, но и смогут запустить процедуры внутреннего регулирования отрасли. Как минимум в образовательных учреждениях Костаная.
Единомоментно проблемы качества школьного питания создание Ассоциации не решит, но в перспективе поможет наладить диалог бизнеса и потребителя.
Татьяна ШЕСТАКОВА, фото Ларисы БОЖКО
и предоставлено Палатой предпринимателей области
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
