Одни из самых загруженных районов города – окрестности Центрального рынка и дворы в центральной и южной частях Костаная
Проблема парковки в областном центре становится одной из самых острых. Генеральный план развития города 50-х годов прошлого столетия не предполагал увеличения транспортного парка областного центра до сегодняшних масштабов. А новый генплан 2020 года делает ставку на строительство многоуровневых паркингов. Но это только в перспективе. А что делать костанайцам сейчас, когда город застраивается, увеличивается количество машин, а припарковать их негде?
Парковка вне дома
В центре Костаная уже давно ощущается нехватка организованных парковок для автовладельцев, которые ежедневно приезжают на свои рабочие места и по делам в различные организации. К примеру, в окрестностях Центра обслуживания населения, расположенного в здании бывшего ресторана «Метрополь» по ул. Тәуелсіздік, 46, в будние дни свободного места для парковки практически не найти. Автовладельцы ставят свои машины по периметру улиц Абая- Тәуелсіздік, но иногда, не найдя других вариантов, «пришвартовываются» вдоль других машин вторым рядом, нарушая ПДД.
Похожая ситуация наблюдается вокруг Центрального рынка. Большие неудобства здесь доставляет одностороннее движение в границах улиц Победы и Шевченко, которые примыкают к базару. В выходные дни этот район больше похож на перенаселенный мегаполис с постоянными пробками, машины стоят повсюду, маршрутные автобусы протискиваются среди легковушек в считанных сантиметрах.
Как правило, более состоятельные автовладельцы оставляют машины на платной автостоянке по ул. Победы, стоимость которой 200 тенге. Остальные же ищут место самостоятельно, и чаще всего бросают авто на улице, что создает полный хаос на дорогах.
Парковки во дворах
Перегруженные машинами дворы есть практически во всех частях города, особенно в 5, 7, 8, 9 микрорайонах, на КСК, в КЖБИ и Западном. Сложившуюся обстановку можно списать на нормы строительства, принятые в СССР, которые предусматривали одну машину на десять квартир, а сегодня в некоторых семьях по два, а то и три автомобиля. В результате дворы заполнены транспортом, а их владельцы буквально воюют с соседями за свободный «карман».
Неясна ситуация с загруженностью дворов в новых районах города, где, казалось бы, места должно хватать всем. К примеру, в ЖК «Жана кала» жилье относится к бизнес-классу (2 класс), по архитектурным нормам дома подобного уровня строятся с расчетом: одна квартира – одно парковочное место.
На придомовых участках «карманы» для стоянок автомобилей предусмотрены, и чтобы полностью покрыть потребность микрорайона, застройщик возвел большой надземный паркинг в пять этажей на 260 мест. Все места в нем раскуплены. Но при этом транспортом загружены и дворы.
– Говорить, что в микрорайоне не хватает парковочных мест не корректно. Надземный паркинг долгое время был не заполнен, при этом во дворах стояло по две машины в ряду. На сегодняшний день все места в паркинге реализованы, и это заметно разгрузило дворы, – рассказал директор ТОО «БК-Строй» Валерий Полешко.
Он также отметил, что в строящемся доме №18 на 160 квартир по пр. Абая парковочные места предусмотрены с запасом, в подземном и надземном паркинге для стоянок автомобилей будет создано 169 мест.
В микрорайоне «Юбилейный» также регулярно наблюдается перегруженность дворовой территории автомобилями, но в этой ситуации надо знать, что большая часть строений относится к эконом-классу (4 класс). И согласно изменившимся архитектурным нормам, это означает, что создание парковок не регламентируется строгими требованиями, и наличие парковочных мест предусматривается по заданию на проектирование. Новые микрорайоны, как правило, разбивают с нуля, и очень бы хотелось, чтобы задания на проектирование включали необходимое число автопарковок, тогда автовладельцам не придется наперебой занимать каждый свободный островок, парковаться на детских площадках и вдоль проезжей части.
Проектируем парковки
Застройщик определяет свои планы на строительство исходя из имеющихся инженерных, территориальных и финансовых возможностей, что непосредственно отражается на количестве квартир и парковочных местах.
– Архитектурные нормы регламентируют количество парковочных мест в зависимости от класса жилья. Застройщики заключают договор с проектным институтом, отдают в их распоряжение земельный участок. Проектировщики определяют, какую недвижимость можно построить на этом участке по нормативам, – объясняет директор строительной компании ТОО «Агрофирма «Ирина и К» Александр Корчинский. – К примеру, это может быть девятиэтажный дом на 100 квартир, на них проектировщики считают количество парковочных мест. И если на эти 100 квартир мест на участке для стоянок автомобилей недостаточно, в планы строительства вносятся изменения. То есть дом строится в дальнейшем не на 100 квартир, а на 80. Можно запланировать обустройство подземного паркинга, но тогда цена строительства будет выше.
Александр Корчинский добавил, что нехватка парковочных мест сегодня в городе связана с неправильным строительством в прошлом.
– Требование сегодняшнего времени – произвести реконструкцию придомовых территорий, обустроить дополнительные парковочные места во дворах либо за счет бюджета возводить многоярусные платные парковки в жилых массивах. Это решит проблему с нехваткой стояночных мест на десятки лет вперед. Практика строительства многоуровневых парковок успешно применяется во многих странах мира, – подытожил застройщик.
По словам представителя проектировочной организации ТОО «Костанайжобакурылыс» Серика Абдуллина, нормы строительства в областном центре в прошлом соблюдались не всегда, на нехватке парковочных мест в том числе сказалась и точечная застройка. Он также отметил, что зачастую люди сами не хотят ставить машины в паркинги и на платные стоянки, предпочитая их оставлять на проезжей части.
Это подтверждается и тем, что большинство платных стоянок в областном центре заполнено лишь наполовину. По данным приложения 2ГИС, в Костанае насчитывается более 30 автостоянок, средняя плата за легковой автомобиль на них составляет 200 тенге в сутки, за внедорожник – 300 тенге. И автовладельцы не готовы отдавать по шесть-девять тысяч тенге в месяц, они лучше будут искать, где воткнуть свой транспорт во дворе или на проезжей части. Но автовладельцы должны привыкать платить за стоянку автомобилей, так как в перспективе не расширение бесплатных автостоянок и «карманов», а возведение паркингов.
Что в планах?
В 2019 году руководитель управления строительства Костанайской области на сессии областного маслихата отметил, что «растягивание» городской территории увеличивает расходы.
– Плотная застройка характеризуется более низкими энергетическими затратами, интенсивной социальной жизнью, позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта, – уточнил тогда чиновник.
В результате новый генеральный план, утвержденный в 2020 году, ориентирован на плотную застройку города до 2050 года. Вопрос парковки автомобилей в нем тоже учтен.
– Генеральный план предусматривает снос многочисленных гаражных кооперативов, сосредоточенных на городских территориях и занимающих немалые площади. Вместо них планируется строительство многоярусных паркингов. Такой подход будет способствовать формированию урбанизированного городского ядра, изменению к лучшему городского облика, – пояснил руководитель отдела областного управления строительства, архитектуры и градостроительства акимата Костанайской области Багдат Муханов.
Решение есть, но оно рассчитано на 30-летнюю перспективу, а количество автомобилей неумолимо растет с каждым годом. Уже сейчас в областном центре зарегистрировано 67 688 машин. И в таких условиях необходимо не только многоуровневые паркинги возводить, но и при планировании новых микрорайонов, даже с учетом плотной застройки, отводить достаточно места для парковок, чтобы автовладельцам было, где развернуться.
Асхат НУРТАЗИН,
фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77