ЖКХ

В Костанае осталось всего 10,7 километра грунтовых дорог

И этим летом их планируют почти полностью заасфальтировать

На следующий год останутся лишь небольшие проулки и проезды по 50 метров. Чтобы достичь этих показателей в областном центре за четыре года отремонтировали 86,5 километра (248 улиц) грунтовых дорог. На работы потратили порядка 7,2 млрд тенге. В 2018 году укатали 17,1, в 2019-м еще 23,9, в 2020-м больше – 28,6, а в 2021-м – 16,9 километра.

Какие объемы работ по дорогам отдел ЖКХ г.Костаная назначил в текущем году и как идет процесс укладки асфальта, расскажем далее.

Грязи и ям не будет

Капитальных ремонтов нынче в Костанае нет, зато на средний и средний методом ресайклирования направили колоссальные суммы. Изучив договоры на сайте госзакупок, корреспонденты «НК» выяснили, что на первый вид работ выделили 892 856 250 тенге, но подрядчик предложил свою цену – 669 000 000 тенге.

На ресайклирование заказчик, отдел ЖКХ, планировал направить 892 856 417 тенге, тендер завершился на сумме 669 000 000 тенге. На эти средства должны укатать асфальтом 24 улицы.

В обоих случаях выиграл закупку один подрядчик – ТОО «Ван». Гарантия среднего ремонта – 2 года. Это значит, что в течение этого времени организация будет обязана приводить в порядок все недоработки и появившиеся поломки на улицах.

– Подрядчик идет по графику, на сегодняшний день на 40-45% работы уже выполнены. 97% дорог в нашем городе уже асфальтированы, остались остатки. Но смотрите, даже если мы укатаем все грунтовые дороги, что есть в списке, все равно останутся те, где покрытия не будет. Потому что есть такое понятие, как «самонакатанные» дороги, у них нет статуса, просто люди сами наездили за много лет. Бывает, обращаются к нам, мол, сделайте дорогу, а она в реестр города не включена, мы ее не можем асфальтировать. Чтобы включить дорогу в списки, нужно сначала подготовить правоустанавливающие документы, а они могут появиться только при первичном строительстве дорог, – разъяснил статистик городского отдела ЖКХ Чингис Омаров.

Специалист отмечает, что из протяженных дорог, где еще нет асфальта, остаются улицы Шипина и Трудовая (от Гагарина до Чернышевского параллельно Карбышева), они по 300-400 метров, остальное небольшие проулки по 50-100 м. В ЖКХ не обещают завершить весь объем в этом году, возможно, что-то останется на 2023-й.

Средний под разными соусами

Перевод грунтовых дорог в асфальтовое покрытие у нас производят через средний ремонт методом холодного ресайклирования, он относительно новый, а еще и выгодный.

– Традиционно средний ремонт на дорогах общего пользования (республиканского, областного и районного значений) подразумевает 5-6 операций – заделка трещин покрытия, устранение выбоин и устройство локально-выравнивающего слоя и шероховато-поверхностную обработку на дорогах общего пользования. В городской среде (уличная дорожная сеть) используются более бесшумные варианты – как раз метод холодного ресайклирования. В Костанае с 2007 года активно внедряется данный вид ремонта, он применяется на таких участках, где имеются большие и значительные разрушения покрытия, износ и выбоины, тут требуется именно ремонт основания, – рассказывает руководитель филиала Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области Абылайхан Алшинбаев.

Ресайклинг включает в себя вскрытие и рыхление существующего дорожного полотна глубиной 15-20 сантиметров, процедура проводится на специальной технике. В б/у асфальт добавляется новый материал, в основном цемент, для стабилизации основания, все это перемешивается и укладывается на дорогу. Покрытие можно сделать одним слоем или двумя, в зависимости от проектного решения и бюджета заказчика.

– Есть нюанс, такой вид ремонта подходит только для тех улиц, где нет интенсивного грузопотока. Вообще средний ремонт – это восстановление первоочередных характеристик покрытия, а если его не было, как в случае с грунтовыми дорогами, акимат должен перевести ее в другой статус. Это делается в максимально кратчайшие сроки и с минимальными затратами именно методом ресайклирования. Понимаю тех, кто скажет, что нужно проводить капремонт или реконструкцию, но представьте, сколько времени и денег понадобится. Одна только разработка ПСД повысит стоимость проекта примерно на 70%. А цель властей – создать комфортные условия для жителей города как можно скорее, тем более в нормативах это разрешается, – отметил Абылайхан Алшинбаев.

Дождались

Но костанайцам уже все равно, каким образом на их улицах появится асфальт, главное, что цивилизация до них наконец-то дошла. Жители частного сектора по ул. Баумана в приятном ожидании нормальной инфраструктуры – в их проездах укладывают асфальт.

– У нас родственники живут в Корейском поселке, вы не представляете, как изменился их район после того, как там появился асфальт. К ним начали ездить такси, а раньше попробуй весной заставь. Водители, во-первых, не хотят портить авто в ямах, а во-вторых, кто его будет выталкивать из грязи. Теперь они живут как люди! И мы вот-вот тоже заживем, – поделился местный житель Иван Кузьменко.

Корреспонденты «НК» проехали еще в один отдаленный район города Костанай-2. Здесь скоро тоже почти не останется грунтовых дорог. В списке ремонта на этот год проезды Спартака, Тургенева, Некрасова.

– У нас и так район многострадальный, постоянно подтапливает, а еще и дороги ужасные. Но потихоньку коммуникации подтягиваются, уже почти везде газ появился, немного подождем, и асфальт будет. Я тут с самого детства живу, уже около 40 лет, и только сейчас до нас дошли руки у акимата. Лучше поздно, чем никогда, – считает Улболсын Бижанова.

Есть вопросы

Горожане часто интересуются у «НК»: по какому принципу выбирают дороги, которые необходимо ремонтировать. Бывает, что дорога, по мнению костанайцев, находится в сносном состоянии, а ее начинают ремонтировать. Корреспонденты «НК» адресовали этот вопрос в Национальный центр качества дорожных активов по Костанайской области, и оказалось, что решения принимает акимат Костаная единолично, согласовывать этот вопрос ни с какими ведомствами им необязательно.

– Пока что в нашей стране по уличной дорожной сети необходимость проведения дорожного ремонта решает сам акимат. Например, когда планируется ремонт на автомобильных дорогах общего пользования, прежде нужно пройти ведомственную экспертизу, ею занимается как раз наше предприятие. Допустим, ЖКХ Карабалыкского района хочет отремонтировать дорогу к селу Тогузак протяженностью 7 км. Сначала разрабатывается техническая документация, дефектная ведомость, сметная часть – бумаги идут к нам. Мы их проверяем, выезжаем на участок, чтобы исследовать корректность проектных решений, после направляем материалы в комитет автомобильных дорог РК, где на документах ставится печать. Только после этого акимат Карабалыкского района может провести конкурс на выявление подрядчика. В городской сети всей этой процедуры нет, – говорит руководитель филиала Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области Абылайхан Алшинбаев.

Сейчас ведомство активно занимается этим вопросом, к концу этого года или началу следующего, целесообразность ремонтов хотят начать проверять и на городских сетях.

Но один регламентируемый фактор выбора участка все же есть – достижение безремонтного срока. Допустим, на дороге проводили капремонт, прошло пять лет гарантийного периода и еще 2-3 года – теперь точно нужно производить средний ремонт. Правда, у нас в области этот срок почти никогда не выдерживается…

Список дорог, где будет уложен асфальт:

проезды Спартака,
проезды Тургенева,
проезды Некрасова,
ул. Плеханова, 29 (дроб.),
проезд между домами улицы Садовой 30 «А» и
Садовой, 30 «Б»,
проулок Шевченко, 48 (дроб.),
ул. Баумана (переулки),
ул. 2-я Центральная (в границах 2-й
Центральной и Садовой),
проулок Железнодорожный,
ул. Фролова (в границах улиц Абая и
Баймагамбетова),
ул. Молодежная в жилом массиве «Дружба»,
ул. Баймагамбетова, 44 (дробный),
ул. Центральная,
ул. Кравцова,
подъездные пути к ул. Киевской,
проулок Рудненский,
проулок Мичурина,
ул. Фролова, 33 (дроб.),
ул. Наримановская, 12 (дроб.),
ул. Баймагамбетова, 41, 43 (дроб.),
ул. 8 Марта, 51 (дроб.),
ул. Дзержинского, 9 (дроб.),
ул. Иноземцева,
ул. Павлова (в границах улиц Тобольской и
8 Марта).

Полина ШКАРУБО

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77