Экономика

В Костанае построят международный логистический хаб

Для чего нужна такая мера, какую выгоду она принесет и как будет работать? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты «НК»

СПРАВОЧНО

Большая часть грузов в мировой торговле перевозится по морю, на него приходится более 80% объемов. Но с развитием международной торговли и логистики активно стали строиться и сухие порты. Это внутренний логистический центр, связанный с железнодорожными или автомобильными путями. Они выполняют следующие функции: обработку и хранение контейнеров и грузов, их загрузку и разгрузку, ремонт контейнеров и оборудования, таможенное оформление и контроль, консолидацию грузов, предоставление транспортных, брокерских, финансовых и страховых услуг.

Немалое количество этих портов, а точнее 75, принадлежит международной логистической компании DP World, она находится в Арабских Эмиратах, наполовину государственная и наполовину частная. Организация принимала участие в строительстве порта на станции Алтынколь на границе Казахстана с Китаем (Хоргос). Именно у DP World появилась заинтересованность в костанайском проекте.

А ЧТО У НАС?

Сухой порт построят в индустриальной зоне на участке площадью 157 га. Предварительный объем инвестиций составит 37 млрд тенге. Проект будет реализовываться заводом Allur и международной компанией DP World. Как говорят инициаторы, идея назрела около пяти лет назад, так как в подобном объекте есть необходимость, причем не только у автомобилистов.

– К примеру, многие сельхозпроизводители, страдают из-за того, что не могут вовремя сбыть свой товар. Осенью, когда повышается спрос, станция Костанай и ее отделение «Костанай-Северный» не справляются с объемами. Их подъездные пути короткие, а сделать их больше невозможно, так как нет территорий. Следовательно, бизнес ограничен из-за отсутствия подвижного состава, костанайская станция работает плохо, – говорит директор ТОО «ТЛК «Тобол» Айдын Алимов.

Но на то есть причины, станция была промышленной, но когда Советский Союз распался, ее наполовину разобрали. У «Костанай-Северный» есть 21 путь, из них семь заняты списанными локомотивами. Это мертвый груз. Переговоры по этому поводу с АО «Қазақстан темір жолы» ведутся, там уже пообещали освободить эти пути до конца года и отремонтировать их.

– Мы предлагаем альтернативу – сухой порт. Это отдельная станция с 5 – 7 путями, длиной под контейнерный поезд в 1 километр. Локомотив спокойно сможет туда зай­ти. Это поможет разгрузить станцию Костанай. А после, в любой момент, когда на продукцию установится пиковая цена, можно будет своевременно вернуть погруженные контейнеры на линию и отправить в любую точку мира, – объясняет собеседник.

Бизнесмену не придется отдельно оплачивать содержание товара на складах, в сухом порту также планируют оказывать брокерские, таможенные, фитокарантинные услуги, проводить консолидацию грузов, работать он будет по методу одного окна.

География порта международная, ближайшая Россия будет охвачена примерно на 10%. Львиная доля – Китай, Индия, Турция. Арабские партнеры заинтересованы в логистике с Африкой, Нигерией, Лаосом, Мозамбиком, Эфиопией, Суданом.

– Компания DP World финансирует строительство контейнерной площадки, складов, покупку козловых кранов и прочего, также берет на себя международную логистику. Наш порт – это «форточка» на весь мир. Компания «Баян Сулу» с его помощью могла бы поставлять больше своих товаров в Китай. Житикара торгует асбестом с Индией, с портом это будет выгоднее и удобнее. Проект нужен всем – Костанайской области, Казахстану, – считает Алимов.

Ключевые преимущества проекта в том, что Костанай расположен в непосредственной близости от значительного рынка сбыта, с доступом к главным транспортным магистралям (по автодорогам – 180 км, ж/д – 191 км). Близость аэропорта – 12 км от сухого порта, имеются международные трассы. Корреспонденты «НК» поинтересовались, после того как в городе появится порт, очереди на границе не станут еще больше? Сейчас многокилометровые цепочки из фур на «Кайраке» уже, к сожалению, привычное дело.

– Наоборот, наличие сухого порта должно разгрузить таможню, 40 фур объединятся в один состав из поездов и поедут, куда им нужно, тем самым освободив границу, – убеждает Айдын Алимов.

Полина ШКАРУБО,
фото и инфографика предоставлены
ТОО «ТЛК «Тобол»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77