Наш город Экономика

В Костанае в ближайшие год-два закроют два рынка

Один из них – Наримановский. Власти говорят, что формат уличной торговли себя изживает. Владельцы бизнеса же уверяют, они работают для определенной категории клиентов, которые не пойдут в торговые центры. «НК» разбирался, как переход от рынка к ТРЦ может отразиться на ценах для конечного потребителя

В АССОРТИМЕНТЕ

В Костанае несколько крупных рынков. Это Наримановский, Центральный, нижняя оптовка. Так думают обыватели. На самом деле в квадрате улиц, где расположен зеленый базар, самих рынков, как предприятий, несколько. Это «Дархан», «Салтанат» и т.д. И если вы пройдетесь по рядам, то заметите разницу как в условиях торговли, так и в ценах. По большому счету, у многих владельцев этого бизнеса есть небольшие торговые дома, по периметру которых стоят прилавки или контейнеры. Стоимость одинаковых товаров в бутиках, расположенных буквально напротив, может оказаться разной.

Многие костанайцы, а также сельчане, что много лет ходят на Центральный рынок, покупают товары у одних и тех же торговцев: устраивает цена, качественный товар, да и продавцы уже стали добрыми знакомыми. Такова сложившаяся за последние 20, а то и 30 лет практика.

Вот только сейчас ситуация серьезно изменилась. И верных покупателей у рыночных торговцев все меньше. Об этом говорят пустующие контейнеры (причем не первый год). Яркий пример тому – Наримановка, где от былой славы и потребительского потока почти ничего не осталось.

По словам местных продавцов, из 1200 бутиков сегодня работают лишь около 300. Часть даже демонтировали.

На Центральном рынке, где, казалось бы, место, намоленное десятилетиями, ситуация немногим лучше. В рядах немало закрытых контейнеров, в том числе с объявлениями о продаже. В близлежащих торговых домах продавцов и покупателей тоже маловато.

– У нас только на первом этаже заняты все бутики. На втором есть свободные места, а на третий уже давно никто не поднимается. Покупателей нет. Летом часть арендаторов уходит на улицу, где чуть выше проходимость. Хотя стоимость аренды, насколько знаю, практически одинаковая, – рассказала продавец одного из торговых домов.

ТАКАЯ РАЗНАЯ АРЕНДА

Пройдясь по рядам Центрального рынка, удалось выяснить, что некоторые контейнеры можно арендовать за 14 тысяч тенге в месяц. Это небольшое торговое пространство площадью 2-3 квадратных метра. При этом в соседнем торговом доме подобный закуток будет стоить почти столько же. На вопрос, почему не уйти под крышу, торговцы говорят о низкой проходимости в этих зданиях, отсутствии ремонта, не самом лучшем освещении. Видимо, для продавцов эти аспекты действительно важны, потому что буквально в 200 метрах стоимость аренды контейнеров на порядок дороже.

Например, место на так называемой верхней оптовке площадью 3,7 квадратов стоит 27,5 тысячи в месяц. Здесь продают хозяйственно-бытовую мелочевку. Напротив контейнеры побольше, но аренда у них почти такая же. «Потому что другой рынок», – улыбаются продавцы.

Сегодня в Костанае торговые площади продолжают появляться, несмотря ни на что. Яркие примеры – рынок «Саяхат» (бывший автовокзал), а также «Дастархан» по ул. Гоголя. В обоих случаях администрация говорит о том, что часть еще не созданных мест уже забронирована.

Если сравнить стоимость аренды в относительно крупных ТД и ТРЦ Костаная, то ценник будет в разы выше рыночного. Да, в торговых домах можно арендовать место и за 3300 за квадрат, но нельзя снять 3-4 квадратных метра. Обычно речь идет о 20-30 квадратах. Для мелких предпринимателей с рынка нагрузка неподъемная.

Продавцы свою готовность платить по 40 и более тысяч тенге за аренду объясняют просто – это выгоднее, чем стоять на рынке. А еще теплее, комфортнее и приятнее.

Впрочем, одна из владелиц контейнера на Центральном призналась, что продает имущество, потому что стала вести групповые закупки. Тем более, что хороших поставщиков уже знает и с доставкой, как правило, проблем нет. Все официально, но для потребителя дешевле.

ВОПРОС ЦЕНЫ

Несколько последних совещаний в областной Палате предпринимателей посвятили вопросу модернизации рынков. По закону, который приняли еще в 2015 году, каждый рынок должен объединить торговые ряды под одной крышей. В Минторговли считают, что это должны быть капитальные строения, которые появятся до 1 января 2026 года.

Под переделку попадет территория в квадрате улиц Центрального рынка и нижняя оптовка. Наримановский уже точно снесут. ОРТ, который многие считают рынком, не тронут. Официально это склады, просто цивилизованно обу­строенные.

В Минторговли отмечают, что уход торговых рядов под крышу повысит комфорт и безопасность как продавцов, так и покупателей. Но вопрос стоимости аренды и, как следствие, цен на товары в этом случае может стать камнем преткновения.

Предприниматели говорят, что те же носки на Центральном рынке можно купить за 150 тенге. Таких цен в ТД областного центра нет. Все верно, но здесь важен контекст. Чтобы купить на рынке носки за 150 тенге, нужно знать, где искать. Ведь в торговых рядах, где проходимость выше, цены другие. Первый наш заход показал, что самые дешевые носки на Центральном стоят 350 тенге. Лишь при тотальном обходе рядов удалось найти нужный товар – по 150 тенге за пару. Правда, на женскую ножку, но все же. Качество оставим за кадром, важен сам факт наличия такой цены.
То же самое с обувью и одеждой. На рынке действительно есть весьма привлекательные цены. Рубашка за 3500 тенге, кеды – 1500 тенге. Такие предложения есть, но и качество вещей часто соответствующее. Хотя есть и исключения.

Значительная часть торговцев ставит цены, что и их коллеги, арендующие места в торговых домах. Причем рыночные продавцы уже не всегда соглашаются скинуть 50-500 тенге. Хотя именно это привлекает на рынки определенную категорию покупателей.

Мониторинг цен на продукты питания показал ту же картину. Овощи и крупы часто дешевле купить в супермаркетах, которые появились буквально повсеместно. Например, молодая капуста на рынке нам встретилась по 150 тенге за килограмм, а в супермаркете ценник ниже 100 тенге за килограмм.

Нет особой разницы и в стоимости молочной, колбасной продукции от местных производителей на рынке и в супермаркетах. С мясом, кондитерскими изделиями та же история.

Маркетологи отмечают, что прежде рынки были центром притяжения именно благодаря своей ценовой политике. Работало правило более низкой, чем в других местах, стоимости на ходовые товары. Многие выбирали примерку на морозе ради экономии. Продукты здесь закупали по той же причине. Стабфонд всерьез изменил ситуацию, и торговые сети этим активно пользуются. Акции и скидки на одежду и обувь, бонусные карты уводят потребителей с рынков в ТД и ТРЦ. Маркетологи также обращают внимание на отсутствие рекламы рынков, которая сегодня действительно играет решающую роль в продвижении, по крайней мере, среди молодежи.

СВОЯ АТМОСФЕРА

Руководитель Ассоциации содействия предпринимательской деятельности Валентина Шмонина считает, что не все рынки нужно модернизировать, как того требует закон. Необходимо оставить самобытные места, чтобы сохранить эту изюминку. Вот только при сравнении рынков стран Центральной Азии или даже отдельных городов на юге Казахстана Костанай выглядит откровенно бледно. Той аутентичной атмосферы нет. О чем речь? О зазывалах-продавцах, торговаться с которыми просто искусство. О товаре, от выкладки которого слюнки текут, об ароматах, цветах, особом колорите. Есть ли у нас такие?

Безусловно, модернизация рынков и уход с торговых рядов тех людей, что стоят там с 90-х, изменит многие жизни. Как продавцов, так и покупателей. Сельчанам порой не по карману походы в ТРЦ даже в дни акций и распродаж. Наиболее сложным периодом может стать именно строительство новых торговых павильонов.

Пострадают бабушки с пучками лука и баночками с вареньем, что скромно ютились на рынках у прилавков. В общей массе, по данным акимата Костаная, речь идет примерно о двух тысячах предпринимателях, что стоят в городских торговых рядах. Каждому обещают предложить альтернативу, если новая стоимость аренды не устроит. При тщательном изучении вариантов, вероятно, выход можно будет найти.
Один из таких – торговые прилавки, которые устанавливает акимат в некоторых районах города. Вполне возможно, что свою продукцию здесь будут продавать не только дачники. Но это не точно.

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77