Социум

В Костанайской области бизнес и партия «Ак жол» выступили против запрета на трехосные грузовики

Нововведение, которое вступит в силу с начала 2026 года, грозит ростом цен на многие виды работ, товаров и услуг

Осталось меньше полутора месяцев до вступления в силу запрета на перевозку грузов с помощью трехосных автомобилей массой более 25 тонн. Речь как раз о тех китайских «Шахманах», которые, по мнению части населения и специалистов, становятся причиной быстрого разрушения дорог. Запрет, по официальной версии, должен помочь дольше сохранить отремонтированные дороги в хорошем состоянии.

Однако костанайские специалисты в сфере дорожного строительства, депутаты партии «Ак жол», а также предприниматели не согласны с такой постановкой вопроса. Бизнес обратился в партию, а партия поспособствовала вынесению проблемного вопроса на рассмотрение заседания совета по транспорту при палате предпринимателей Костанайской области.

Крупные компании, занятые в сфере строительства и ремонта объектов, отмечают, что запрет на большегрузы повлечет серьезные трудности. В частности, нужно будет закупать транспорт с меньшей грузоподъемностью. Но провести обновление автопарка в короткие сроки будет невозможно — в том числе из-за высокой стоимости нового транспорта и уже имеющихся обязательств перед кредиторами, в том числе по договорам лизинга. Ведь многие большегрузные самосвалы костанайские предприниматели закупили не так давно. Несомненно, возрастут и затраты на перевозку грузов.

– Чтобы перевезти 400 тонн груза самосвалом грузоподъемностью 40 тонн, требуется выполнить 10 рейсов. Расход дизельного топлива составит около 450 литров на 100 км. При перевозке того же объема автомобилем грузоподъемностью 15 тонн потребуется 27 рейсов. Расход топлива составит порядка 1026 литров на то же расстояние. Получаем значительный рост расхода ГСМ, затрат на оплату труда водителей, а также увеличение времени на перевозку груза, – отмечают представители ТОО «АБЗ плюс».

Расчеты просты: в текущем году эта компания перевезла 550 тыс. тонн грузов самосвалами, затратив 437 млн тенге. Если перевозить этот же объем 15-тонными авто, то затраты на логистику вырастут до 772,2 млн тенге.

Специалисты в области строительства и ремонта зданий и сооружений, в том числе дорог, подчеркивают, что затраты на логистику будут напрямую влиять на конечную стоимость работ. Для госбюджета и частного бизнеса это заметный рост трат на ремонт и строительство дорог, жилья, а также социальных и коммерческих объектов.

Увеличение сроков на перевозку грузов меньшими партиями может привести к увеличению сроков реализации проектов. В условиях Северного Казахстана это серьезные риски. Особенно заметят негативные последствия сельчане, в том числе жители удаленных сел и районов, куда все стройматериалы надо еще довезти. Уже сегодня есть факты, когда гос­тендеры не удается разыграть именно из-за дороговизны логистики. Увеличение этой статьи расходов лишь усугубит ситуацию.

В партии «Ак жол» считают, что необходимо не запрещать большегрузы, а менять подходы к ремонту и строительству дорожно-транспортной инфраструктуры.

– Мы ремонтируем дороги, которые были сделаны 50–60 лет назад. И делаем это по старым технологиям. Везде в основном средний ремонт: асфальт в один слой, толщиной пять сантиметров. При таком ремонте даже КамАЗы с нагрузкой на ось в разрешенных пределах будут разрушать дороги. Такую картину наблюдаю на дороге «Житикара – Чайковское». Здесь не ездят карьерные самосвалы, но дорога уже разбита, хотя отремонтировали ее меньше года назад, – пояснил депутат областного маслихата от партии «Ак жол» Руслан Мамедов.

Спикер является специалистом в области дорожного строительства и отмечает, что все проектные требования подрядчики выполняют. Но, по его мнению, проекты не соответствуют нагрузке, которой подвергаются дороги. Именно поэтому акжоловцы и бизнес считают, что нужно не запрещать пользоваться большегрузами, а менять подходы к строительству и ремонту дорог.

Выходом может стать усиление всех дорожных конструкций на ключевых трассах Казахстана, учитывая растущий грузопоток. Второй вариант — выделение отдельных полос или направлений для движения большегрузов. Оба варианта повлекут серьезные материальные затраты, но, по мнению бизнеса, окупятся в виде налогов. Запрет же на грузоперевозки большегрузами лишь усугубит экономическую ситуацию. Это решение, говорят специалисты, снизит доходы населения и бюджета, а также повысит стоимость всех видов строительно-монтажных работ.

Многие участники встречи в областной палате предпринимателей настаивают на отмене запрета или его переносе как минимум на три года. Депутат облмаслихата Александра Сергазинова отметила, что вопрос стоит не столько экономический, сколько социальный. Она обратила внимание на изменения Налогового кодекса, которые также повысят нагрузку на бизнес в целом, а значит, приведут к росту стоимости товаров и услуг. Запрет на большегрузы может усугубить ситуацию отдельных категорий предпринимателей.

Противники запрета предлагают отложить норму как минимум на три года и дать возможность тем, кто уже приобрел большегрузы в лизинг, доработать на них и выплатить долги. Это в будущем позволит компаниям приобрести новую технику, соответствующую требованиям законодательства.

Но решение вопроса за счет усовершенствования подходов к ремонту дорог специалистам видится более перспективным.

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото предоставлено палатой предпринимателе


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77