Социум

В Костанайской области снижается число семейно-бытовых конфликтов

Это говорит статистика – в суде по административным правонарушениям рассматривается меньше таких дел, однако проблема по-прежнему остается серьезной

Примерно 30-40% дел, попадающих под ст. 73 КоАП РК «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений», адресованы супругам, дочерям, сыновьям. Есть в этой категории дел и примеры, когда бьют и оскорбляют друг друга незнакомые люди или не родственники. Однако страшнее, когда конфликты происходят внутри семьи.

В таких случаях выяснять отношения в суд приходят, чтобы вразумить, наказать нерадивого родственника или оградить себя от его нападок. Многие дела написаны будто по одному сценарию: пьет, не работает, бьет.

Как говорит судья Специализированного суда по административным правонарушениям г. Костаная Айгуль Жалпакова, многие конфликты происходят на почве алкоголя либо затяжных неприязненных отношений. К примеру, когда супруги разводятся и делят ребенка.

– На самом деле больно видеть, как родные люди вспоминают все давние обиды во время процесса, унижают друг друга, будто это уже не члены одной семьи, а враги. Хотя бывает, что стороны приходят к примирению, – рассказывает Айгуль Жалпакова.

За 9 месяцев 2021 года в суде по административным правонарушениям было рассмотрено 353 дела, касающихся семейно-бытовых конфликтов.

Непреклонные дебоширы, как правило, получают арест. Но бывает, что конфликтующие приходят к согласию: так, из 353 дел 152 завершились миром.

Недавно суд рассматривал дело, в котором конфликтующими сторонами выступили мать и дочь. Последняя позволила себе оскорбления нецензурными словами в адрес первой.

Потерпевшая рассказала, что ее дочь пьет, не работает, при этом живет в ее квартире вместе с 12-летней внучкой. В нетрезвом состоянии женщина становится агрессивной. Несмотря на все обиды, пострадавшая попросила суд строго дочь не наказывать, а лишь установить для нее ограничения в виде запрета на употребление алкоголя.

– На все обвинения привлекаемая к административной ответственности поясняла, что мать просто хочет выселить ее из квартиры, поэтому негативно к ней относится, – вспоминает детали процесса Айгуль Жалпакова. – При этом женшина уже 13 лет злоупотребляет алкоголем, поднимает руку на мать.

С учетом мнения потерпевшей ее дочери было вынесено предупреждение и запрет на употребление алкоголя сроком на три месяца. Женщина должна являться в пункт полиции каждую среду с 18 до 20 часов для профилактической беседы.

Еще один конфликт, в котором пришлось разбираться суду, затронул бывших супругов. Мужчина во время ссоры ударил экс-супругу по лицу. В результате удара у потерпевшей треснула челюсть. Все это происходило на глазах у ребенка, который и явился причиной раздора.

Во время судебного заседания мужчина не признавал нанесение телесных повреждений, а уверял, что бывшая жена сломала челюсть сама. Его слова опровергли результаты экспертизы. Единственного свидетеля конфликта, ребенка, опрашивал приглашенный психолог из ювенального суда. Мальчик сам рассказал, что увидел и как все происходило. Это стало еще одним доказательством вины мужчины.

– Я вынесла решение об аресте. Мужчина не согласился и обжаловал его, однако решение суд апелляционной инстанции оставил без изменения, – резюмирует судья Жалпакова. – Хочу отметить, что к рассмотрению каждого дела мы подходим индивидуально – с учетом личности лица, привлекаемого к ответственности, мнения потерпевших, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

К слову, большую роль в доведении дел до суда играют участковые инспектора, которые первыми приезжают на подобные вызовы. Когда заявление о нанесении побоев принято, протокол о правонарушении должен быть передан в суд в течение трех суток. Однако бывает, что дела залеживаются и отправляются в суд спустя два месяца. Тогда они прекращаются в связи с истечением срока давности для привлечения к ответственности. Таких в 2021 году было пять.

Статистика говорит, что конфликтов на почве семейно-бытовых отношений стало меньше: 968 дел в 2017 году, 1000 в 2018, 871 в 2019, 524 в 2020. Цифры уменьшаются, однако проблема все еще остается острой.

– Думаю, что сокращению числа таких дел способствуют превентивные меры, принимаемые судом, и повсеместная работа с жертвами бытового насилия, – заключает Айгуль Жалпакова.

Татьяна НАЗАРУК


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77