Костанай и костанайцы Социум

В преддверии профессионального праздника беседуем с журналистом Жайбергеном Болатовым

Это имя известно далеко за пределами области. Его стиль узнаваем сразу: ироничный, тонко обозначающий проблему, наталкивающий на мысли

Подобное никогда не нравилось власти, поэтому Болатов не пользовался особым уважением и авторитетом. Но это не помешало талантливому журналисту сделать карьеру.

Стоит отметить, что он никогда не держался за кресло. Когда наступил пенсионный возраст, день в день покинул редакцию «Қостанай таңы».

Сегодняшний наш с ним разговор накануне Дня журналистики, который отмечается 28 июня, о профессии, ее роли в обществе и будущем СМИ.

– Жайберген, давайте начнем с простого: с чего начинается день пенсионера?

– Не знаю, как у других, но у пенсионера-журналиста – с обзора газет. Я читаю каждый номер «Қостанай таңы» и другие областные издания. Не пропускаю свежие номера «Ана тілі» и «Время». К газетам добавились сайты и социальные сети, без них уже никуда. Люблю делиться в Фейсбуке своими мыслями и читать других авторов. Интернет приблизил друг к другу единомышленников, сегодня легко узнавать, чем живет твой друг в любой точке мира.

Еще смотрю телевизор, но не все подряд. Нравится «31 канал», новости на русском и казахском языках. Еще привлекает меня «Первый канал Евразия». Стоит отметить, что сегодня так быстро развиваются информационные технологии, что если день проспишь, то потеряешь объем информации за два дня.

С утра обязательно гуляю по Центральному скверу или парку Победы час-полтора. В сквере все меньше места для прогулок, тесноват он, ужали его за эти годы. А жаль. Поэтому я стал больше любить парк Победы, там дышится лучше. После обеда тоже стараюсь вый­ти на прогулку.

– Я знаю, что вы родом не из нашей области, но живете здесь очень давно. Как относитесь к Костанаю?

– Я приехал сюда в 1976 году после окончания КазГУ по распределению (была такая практика в те времена), с тех пор и живу. А родом я из Аральска, самый младший. Все члены нашей семьи работали на комбинате «Аралтуз». Брат был главным бухгалтером этого предприятия. Моим воспитанием он занимался больше, чем родители, так как папа был инвалидом. Сегодня из родных у меня осталась только сестра, она живет в Актобе.

Дело в том, что все, кто уезжал из Аральска, практически не возвращались туда. В Костанае я создал семью, здесь выросли дети, а теперь внуки. А еще тут очень добрые люди. Разве можно не любить такой город? Он неплохо развивается, строится. К сожалению, нет в нем преемственности в принятии решения от одного акима к другому. Приходит руководитель, берется за одно, следующий – за другое. И все это отражается на областном центре. Есть такое чувство, что нет одного и хорошего хозяина. Больше господствует временное пребывание.

Я всю трудовую жизнь проработал в одном издании, от литсотрудника до редактора, прошел все ступени. Был старшим журналистом, заведующим отделом. Но скажу, что у журналиста нет понятия карьеры, главное – его имя. Человек всю жизнь может быть просто корреспондентом, но его будут знать, идти именно к нему. И это намного дороже всех должностей.

– Читая ваши статьи, можно сказать, что ваша карьера журналиста не завершена. Ведь так?

– У настоящего корреспондента, как говорится, нет срока давности. Если пишет и востребован, значит, журналист. Я и сегодня работаю на республиканский сайт Abai.kz. Мне нравится писать, рассуждать, изучать.

Время интересное и стремительное.

– Вы говорили, что читаете СМИ. Как оцениваете уровень сегодняшних изданий?

– Уровень СМИ в любом обществе зависит от развития политического устройства. Средства массовой информации не могут отдельно существовать от политики, экономики, демократии. Все взаимосвязано. За годы независимости мы подходили к демократии, и тогда пресса была интересной. Помните, как гонялись за отдельными изданиями, читали, обсуждали. Сегодня такого нет, уровень СМИ снизился. Много криминального чтива, нет аналитики, обзоров. Дело в том, что все это не нужно власти. Так ведь легче расходовать деньги из бюджета.

Все больше людей сидит в интернете, а ведь в развитых странах именно пресса остается на главном месте. Газета всегда была и останется для думающих людей, а их, к сожалению, становится все меньше. Интернет и социальные сети – для клипового мышления.

Я за то, чтобы газеты развивались, для этого нужны критические материалы, они должны помогать власти в решении проблем, подсказывать. Государство от таких статей только выиграет. Но почему-то госслужащие так не думают, они считают себя умными и знающими. Эта фатальная ошибка губит власть.

– Жайберген, как вы оцениваете сегодняшнее место журналистики в обществе?

– Вся проблема в том, что власть не считает СМИ парт­нерами, а хочет использовать в своих целях, пропаганде и восхвалении себя. Пора менять это отношение.

Сегодня много внимания блогерам. Что они представляют? Ничего. Они заняты зарабатыванием денег. И все это не есть хорошо. Журналист ответственен и более полезен для общества. Но для этого, еще раз повторю, должны быть критические материалы, без них нет развития общества. Тому доказательство наша история.

Сегодня мы достигли того, что упал и уровень читателя, а он должен быть требовательным. Раз он заплатил за подписку или газета получает деньги из бюджета, а это деньги налогоплательщиков, то читатель имеет право требовать.

А еще я считаю, что СМИ должны помогать олигархи, настоящие патриоты страны, радеющие за ее будущее, но без обязательств обслуживать их.

– Никогда не жалели о выбранной про­фессии?

– Ни разу. Я три года пытался поступить, чтобы стать журналистом. Это та профессия, которая всегда вынуждает быть на уровне. Надо учиться и познавать все новое. Если вы меня сегодня спросите, какой банк, например, лучше выбрать, я аргументированно отвечу на любой вопрос.

– Получается, что вы современный атака?

– С техникой дружу с детства, а сегодня, в век информационных технологий, даже интересно узнавать и познавать новое. Вы используете приложение Simply? Оно дает 3% кешбэка. Когда я спрашиваю в магазинах, можно ли расплатиться с помощью Simply, на меня смотрят с удивлением. А ведь 3% для пенсионера – хорошее подспорье. Я знаю все банки и какие у них проценты по депозитам. Допустим, банк Bereke дает кешбэк 7% процентов. Я изучаю и использую, потому что проценты меня кормят, покрывают ежемесячные расходы.

– Вас надо приглашать на уроки финансовой грамотности.

– Почему бы и нет. А вообще это трагедия наших стариков, которые, выйдя на пенсию, прекращают учиться и развиваться. Живут сплетнями. А ведь мозг нужно заставлять работать, тогда и интерес к жизни не прекращается. Я противник того, чтобы государство строилось на религиозной основе.

Такой путь – тупик. Я даже не атеист, а агностик – человек, который не отрицает существование Бога, но допускает, что его может просто не быть. У нас же в обществе Коран превратили в догму, а зря…

– Каждый казахоязычный журналист считает, что должен написать книгу. Это желание вам знакомо?

– Это не про меня (смеется). Пусть другие пишут. Почитайте книги, о чем они? 80% восхваление самого себя. Но никакая книга не сделает тебя вечным и уважаемым. Да, в глаза скажут, ты молодец, но потом быстро забудут. Сегодня мало кто даже ее прочитает, разве что родственники, и то не все. Если хочешь оставить след или память о себе, делай хорошие поступки, и этого достаточно.

– А на тои любите ходить? Сейчас это особо популярно.

– Не то что люблю, но хожу. Почему? Мы живем в обществе, и у нас такой менталитет, что есть мероприятия, куда нужно ходить. Хотя не знаю, насколько это правильно и нужно ли. Для меня это встречи с людьми, знакомыми, в первую очередь. К тому же нельзя отрываться от общества. К сожалению, с годами все больше случаются жаназа (похороны) и ас (поминки). Такова жизнь…

Александра СЕРГАЗИНОВА,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77