В ритме города

В День авиации вспоминаем былую жизнь костанайского аэропорта в лицах

«Небесная» история нашего города очень богата, в советское время полет на самолете для людей был равнозначен поездке на маршрутке

Следовательно, чтобы обеспечить бесперебойное передвижение по воздуху, нужно было иметь огромный штат, состоящий из профессионалов своего дела.

12 апреля все привыкли считать датой космонавтов, однако мало кто знает, что этого числа, согласно протоколу 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, принятой в 1968 году, отмечают и Всемирный День авиации.

Сапаргали Тенизбаев (крайний справа)

«В Кустанае летное дело зародилось намного раньше. Гражданская авиация появилась в конце 1920 – начале 1930-х годов. В 1929 году была открыта первая авиалиния: Аягуз – Актюбинск – Кустанай.

С 1939 года на кустанайщине начали действовать местные воздушные линии (МВЛ). Их создание послужило росту Кустаная и превращению его из райцентра Актюбинской области в областной центр. В 30 и 40-х годах Кустанайская область не имела дорог с твердым покрытием. В то время и автомашин почти не было…» – такую информацию можно найти в книге Сапаргали Тенизбаева «Мои шаги в небо».

Корреспонденты «НК» хотели связаться с автором этого труда, но, к сожалению, в 2017 году костанайца не стало. Нам удалось найти еще одного свидетеля истории местной авиации Зою Гердт. Женщина работала с Сапаргали Тенизбаевым много лет и страничка в книге «Мои шаги в небо» о ней тоже имеется.

Диспетчер Зоя Гердт

«Я родилась 27 ноября 1951 года в шахтерском городе Карпинске, Свердловской области, что находится на Северном Урале, в семье шахтеров. После 8 класса поступила в Краснотурьинский индустриальный техникум. Когда училась, была секретарем комсомольской организации, занималась туризмом, сама водила тургруппы в горы, играла в народном драмтеатре, с которым выезжали на гастроли по городам Урала.

Получив диплом, уехала к сестре в Кустанай. В авиацию попала случайно. За плечами было 5 лет работы инженером-энергетиком и конструктором. Тогда мне предложили быть диспетчером.

Я благодарна судьбе, что у меня целых 16 лет был такой период в жизни, когда могла находиться в этом безумном, интереснейшем, животворящем мире авиаторов, где каждый человек – личность, где каждый прожитый день – подвиг. С августа 1977 года начала работать в центральной диспетчерской аэропорта (ЦДА), потом мы стали ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия). Много лет трудилась в паре с Сапаргали Тенизбаевым: он был начальником смены ПДСП, а я диспетчером», – это часть биографии Зои Гердт, напечатанной в книге.

Аэропортовские работники на субботнике

Сегодня Зоя Павловна вспоминает о своей деятельности с грустью. Ведь проработать там до самой пенсии не удалось. В 90-х штат аэропорта сократили. В 41 год женщина осталась без любимого дела.

– Тогда многие коллеги ушли в мир иной, потому что не справились с ненужностью. Представьте, полжизни вариться в этой каше, у нас на «взлет – посадку» отводилось три минуты, так загружен был аэропорт. Мы были ответственными за жизни людей, и вдруг нас сокращают. А работали в аэропорту целыми семьями. Такая боль была! Авиация стала ненужной, – поделилась Зоя Гердт. – Я выжила. Выучилась при госуниверситете на целителя, вылезла из ужаснейшей ямы, еще раз пошла в энергетику: энергодиспетчером в троллейбусный парк, который тоже потом развалился. Мне целых 5 лет не было места работы. На пенсию пошла из «Костанай-Су» после 8 лет труда, была техником, архивариусом, оператором множительной техники. Сейчас я на сайте «Одноклассники» – вечный диспетчер. Наши авиаторы живут на всех континентах и с удовольствием общаются со мной и через меня друг с другом.

На страничке Зои Павловны есть альбомы с множеством фотографий работников костанайского аэропорта. Отсканирована и книга Сапаргали Тенизбаева. Гердт как летописец собирает историю по частичкам.

– Я сама бы хотела создать со своими коллегами небольшую книгу, можно даже без фамилий. Ведь столько всего было интересного в нашей работе. Помню, как мы экстренно отправляли мальчишку в Караганду. Так вышло, что ему раздробило руку. Я должна была связаться с пролетающим мимо самолетом, чтобы он сел, забрал парня. Коллеги договаривались с пассажирами, последовала дозаправка и прочее… Уже позже случайно встретилась с этим мальчиком, руку ему удалось сохранить, чему я была очень рада, – заключила Зоя Павловна.

Полина ШКАРУБО,
фото со страницы
Зои Гердт в «Одноклассниках»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77