Социум

В сторону Тобыла после Большого моста пожелтели деревья

Вероятно, это последствия апрельского паводка так отражаются на корневой системе растений. Корреспонденты «НК» прогулялись с биологом Андреем Андрющенко, изучили флору поймы Тобола и задались вопросом, как можно помочь восстановиться зеленому миру.

По дороге к месту мы выяснили, что любая застоявшаяся вода пагубно влияет на растительность.

– Деревья дышат, как и люди. Корни – для обмена веществ, тоже нуждаются в кислороде, а его они получают от листвы, по коре. Это нам кажется, что листики шелестят, а ведь это организм и даже целый производящий завод, – рассказал биолог, сотрудник областного краеведческого музея Андрей Андрющенко. – Если мы его утопим, то горючка не будет поступать. Деревья приспособлены получать кислород в первую очередь из окружающей среды.

К тому же водой смыло всю живность, что обитала возле деревьев и на них.

Прогулку мы начали, не доезжая до ТЦ «Апельсин». Как сообщили в акимате Костанайского района, если ехать по мосту к кольцу, то территория справа относится к Костанаю, слева – к Тобылу. Мы прошлись по первой.

– Вижу убитые карагачи. Их считают засухоустойчивыми, – с этих слов специалиста началась наша экскурсия. – Чем больше биомасса растения, тем оно устойчивее. Например, те, что растут повыше, они покрепче, способны выжить. Пусть «кашляют», но, скорее всего, придут в себя.

Действительно карагачи, которые повыше и крупнее, живут привычной для них жизнью. И клену вода тоже пошла на пользу.

– Не приспособлены к затоплению, но более живучие, потому лучше себя чувствуют. Естественно, что там, где была вода, дерево не могло выдавать листву. Теперь мы видим зелеными только верхушки, – объяснил специалист.

К сожалению, деревья, которые погибли, уже не восстановить. Их следует с корнем выкопать.

– Видим тину. Поглотитель органики. В реке она хоть и неприятна, но необходима. А для растений плоха, – сказал Андрей Валентинович. – Траве под ней недостает света.

Большую часть занимают лидеры по очистке атмосферы – тополя. С живыми кронами не все из них.

– Представьте, если у человека вырезали две трети кишечника и легких. Так произошло и с растениями, а еще и с ослабленным иммунитетом посадили в карцер, – пояснил биолог. – При кронировании прежде бензопилой работали с гнилой древесиной, потом за тополя взялись. И тут вода… Этот стресс, в принципе, приемлем для деревьев. Но для этого нужно бесстрессовое существование в течение нескольких лет.

Заметили мы и обилие трав: мятлик и другие злаковые, вьюны, коноплю. Они живучи. Много ромашек: любят увлажненные места. Поселились и вяз обыкновенный, ива.

– Если вымрут тополя, их заменит вот эта ива, – отметил Андрющенко.

Ближе к ТЦ «Апельсин» воды больше, несмотря на то, что по стволам деревьев видно, что ее уровень заметно снизился. Ощущаем запах болота, что, как оказалось, не есть нормально.

– Здесь имеется дренажная труба. Но она для распределения паводковых весенних вод в норме. То, что произошло, это не норма. В идеале хорошо бы еще такую трубу дальше по трассе сделать, – говорит специалист.

О том, что здесь и до паводка было влажно, свидетельствуют водяные травы: ряска трехдольная, водокрас лягушачий, горец земноводный…

– Скорее всего, верховодка очень близко к поверхности, – заметил Андрей Валентинович. – Возможно, здесь есть где-то роднички, о которых мы не знаем. И эта вода не уйдет еще несколько лет.

Проблема есть, но она исправима. Главное, начать восстановление вовремя.

– Это антропогенный ландшафт, то есть к нему приложил руку человек. Он и должен помочь природе в трудную минуту, – считает Андрющенко. – Убрать воду, дикоросы, привести в порядок аллею из тополей, предусмотреть дренажные канавы. Это все возможно.

Яна ГАРЬКУША,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77