ЖКХ Наш город

Власти Костаная провели реформу системы текущего содержания улиц

Впервые контракты будут заключаться сразу на два года – 2026-й и 2027-й, а в обязанности подрядчиков включили целый блок работ, который раньше выполняли другие организации. Главная новость – теперь обслуживающие компании будут самостоятельно наносить дорожную разметку.

И это еще не все изменения в системе обслуживания областного центра в новом году. Как все будет происходить, разбирались корреспонденты «НК».

ФИНАНСЫ И КАРТА ГОРОДА

Первое, что изменилось, – административно-территориальное деление и горизонт планирования. Город в этом году был поделен на шесть частей, причем поселки (Дружба, Кунай, Ударник) выделены в отдельную государственную закупку. Этот шаг призван оптимизировать логистику и контроль за работой подрядчиков.

Самое важное новшество – переход на двухгодичные контракты, которые будут действовать с 1 января 2026 года по 31 декабря 2027 года. Это позволит подрядчикам более уверенно планировать инвестиции в технику и персонал.

В прошлом году финансирование по зонам города значительно отличалось. Так, северная часть в 2024-м получила 848,9 млн тенге, в 2025-м сумма снизилась до 765,9 млн. Денежное довольствие восточной части, напротив, выросло: с 908,6 млн до почти 1,014 млрд. Центр, традиционно самый затратный участок из-за большой территории, сократился сразу на полмиллиарда – с 1,738 млрд до 1,201 млрд тенге. В западной части суммы выросли – с 697,3 млн до 853,2 млн. Южная, куда входит микрорайон «Аэропорт», в новом году получила 840,4 млн вместо прежних 966,3 млн.

По двухгодичным проектам суммы выглядят иначе: центральная часть – 2,79 млрд тенге, западная – 2,06 млрд, южная – почти 2 млрд, северная – 1,73 млрд, восточная – 1,64 млрд, поселковая зона – 1,15 млрд тенге.

Это объем выделенных средств, но подрядчики имели право предложить меньшую стоимость, поэтому окончательные суммы всегда отражаются только в договорах.

Чтобы понять, насколько изменились требования к обслуживанию, мы сравнили технические задания по содержанию южной части города. Территория включает треугольник: улица Карбышева – проспект Абая – улица Дощанова и микрорайон «Аэропорт».

МЕНЯЮТ ПРИОРИТЕТЫ

Основной сдвиг произошел в подходе к зимнему содержанию. Требования по очистке проезжей части от наледи и колейности на дорогах 1-й категории были снижены более чем в два раза – с 41 до 20 раз за сезон. Аналогичное сокращение кратности произошло и для дорог 2-й и 3-й категорий. Это указывает на новый вектор: вместо устранения последствий гололеда, акцент делается на его предотвращении.

Частота механизированного подметания свежевыпавшего снега немного увеличилась по всем категориям дорог. Более существенно выросли площади, требующие ухода: площадь механизированной очистки тротуаров от снега и наледи по 1-й и 2-й категориям увеличилась более чем в два раза.

Объем использования традиционных противогололедных материалов (ПГМ) сократился с 1500 до 1000 тонн, но при этом в план включено использование 25 тонн специализированного реагента. Объем ручной очистки, необходимой для уборки остановок и перекрестков, вырос с 43 560 до 53 760 человеко-часов.

Летний план работ показал радикальное смещение приоритетов в сторону благоустройства и дорожной безопасности, что ранее не было характерно для текущего содержания.

Впервые в план внесен полный блок работ по нанесению дорожной разметки. Это включает 40 000 погонных метров термопластика, 158 600 погонных метров краски, а также разметку пешеходных переходов с использованием обеих технологий.
Впервые введена и регулярная помывка асфальта на дорогах 1-й категории (15 раз за сезон). Объем помывки всех элементов обустройства (остановки, ограждения, знаки) вырос почти в 7,5 раз – до 30 000 квадратных метров. Покраска бордюрного камня водоэмульсионной краской была увеличена в 20 раз (до 200 000 погонных метров), а традиционная побелка полностью исключена.

Площадь окашивания полосы отвода (борьба с травой и бурьяном – прим. ред.) увеличилась более чем в шесть раз, достигнув свыше 5 миллионов квадратных метров. Добавлен новый вид работ – пристволовая обрезка поросли 1000 деревьев. При этом наблюдается резкое сокращение объемов мелкого ремонтно-восстановительного фонда: грейдирование грунтовых дорог сокращено в 10 раз, а замена и восстановление урн, скамеек и некоторых видов ограждений сокращены в несколько раз.

РЕАКЦИЯ

Для подрядных организаций такие изменения несут как дополнительные нагрузки, так и новые возможности. Главным преимуществом компании называют переход на двухгодичные контракты, позволяющие планировать инвестиции.

Представитель ТОО «Контломерат.KZ» Лидия Канава подтвердила, что ее компания уже закупила новую технику.

– Заключение договоров на два года – это хорошее изменение, ведь у нас кредитные обязательства, – отметила Лидия Канава. – Мы покупаем новую технику для лучшего обслуживания города, а когда договор заключается только на год – не знаешь, сможешь ли полностью перекрыть платежи. Мы постепенно обновляем базу, в этом году взяли два новых МТЗ и два погрузчика на 30 и 50 тонн. Сейчас планируем заменить три старых КДМ (комбинированная дорожная машина), принцип которых позволяет им работать и как самосвалу, и как поливомоечной машине и т.д.

Канава рассказала и о подготовке к зиме. Ведь пока результаты конкурсов на 2026-2027 годы еще неизвестны, город обслуживается по текущим договорам.

– У нас заготовлено 400-500 тонн пескосоляной смеси для борьбы с гололедом. Порядка 30 с лишним единиц техники будет зимой задействовано в уборке города, – отметила представитель ТОО.

«АБЗ плюс», ответственное за южную часть города, тоже готовится к сезону.

– У нас будет задействовано 5 автобусов, 16 МТЗ, 10 погрузчиков, 7 грейдеров, 2 снегопогрузчика, 30 самосвалов разной тоннажности и 3 КДМ, – рассказал представитель ТОО Самат Омаров. – 600 тонн пескосоляной смеси нужно дорабатывать.

Лидия Канава подняла и социальный вопрос, актуальный для всех подрядчиков.

– С кадрами в этом году все нормально, много людей приходило. Правда, многие приезжают из деревень, снимают квартиры, что накладно. Мы в перспективе рассматриваем вопрос строительства дома для своих работников. Если все получится, здесь смогут жить и семейные, и одинокие. У каждого будет свое крыло, – поделилась планами собеседница.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Параллельно с обновлением контрактов город внедряет и новые механизмы контроля. В этом году на снежных полигонах, куда свозится снег, подрядные организации установили весы.

В акимате сообщили, что все площадки по сбору снега будут оснащены весами и системами фото- и видеофиксации для цифрового учета. Это решение призвано урегулировать проблему, когда полигонами пользовались бесконтрольно и, помимо снега, на них появлялись завалы бытового мусора и мебели.

– Ранее в городе функционировало четыре таких площадки, в этом году мы ввели пятый полигон, чтобы равномерно распределить нагрузку и ускорить вывоз снега из разных районов города, – отмечал ранее аким Костаная Марат Жундубаев. – Подрядчики закупили пять комплектов оборудования и программного обеспечения для весов на полигоны. Весы автоматически фиксируют вес автомобиля, дату, время и фото. Информация уходит в единую систему Aikey, где формируются отчеты по каждому рейсу и каждой подрядной организации. Это исключает попытки завышать объемы вывезенного снега, обеспечивает прозрачность расходования бюджетных средств и позволяет увидеть реальную картину: сколько вывезено, кем, когда и какой техникой.

Кроме того, в Казахстане впервые разработан Национальный стандарт безопасных противогололедных материалов. Он призван сделать зиму в городах безопаснее как для пешеходов и автомобилистов, так и для окружающей среды. Постепенный переход Костаная на ПГМ – первый шаг к соблюдению стандарта. Ведь эксперты отмечают, что использование обычных реагентов нередко приводило к коррозии, разрушению покрытий, наносило вред животным. Теперь будут применяться материалы, безопасные для городской среды, с учетом того, что Экологическим кодексом в городах уже запрещено использование поваренной соли.

Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77