Цифровой документ предназначен для обеспечения прозрачности рынка
Новый инструмент введен Комитетом госдоходов (КГД) РК в марте текущего года. Паспорт налогоплательщика по задумке должен усилить контроль деятельности предпринимателей со стороны населения и тем самым защитить права потребителей.
Паспорт налогоплательщика – это данные о субъекте предпринимательства, зафиксированные в QR-коде, формируемом КГД. Код обязаны иметь в наличии все предприниматели, работающие в областях общепита и торговли. Размещать его нужно в доступном для всеобщего обозрения месте, например, у витрины или кассы.
Обзавестись паспортом налогоплательщика местным предпринимателям с 1 марта активно помогают работники ДГД Костанайской области. Для этого специалисты регулярно выезжают на крупные коммерческие объекты – в торговые дома, ТРЦ, рынки и продуктовые павильоны, где консультируют предпринимателей, как правильно пройти регистрацию.
Тем, кто по каким-то причинам еще не создал цифровой документ, административное наказание не грозит. Процедура создания паспорта добровольная.
Вчера, 2 декабря, сотрудники ДГД отправились с разъяснительной работой на крытый рынок «Дастархан». Здесь в течение дня специалисты проводили для предпринимателей ликбез. Представители малого и среднего бизнеса проявляли активность, интересуясь, как быстрее получить паспорт налогоплательщика. Многие бизнесмены считают это своей гражданской ответственностью, так как они сами ходят в магазины и места общепита.
Главный специалист УГД Костанайской области Мереке Абдиров рассказал, что процедура создания паспорта налогоплательщика достаточно проста и занимает не более 15 минут. При этом воспользоваться услугой бизнесмены могут и самостоятельно через смартфон или компьютер.
– Каждый предприниматель может зайти на сайт комитета госдоходов (kgd.gov.kz), – объясняет специалист. – Здесь есть раздел “Формирование QR-кода”, куда вводится ИИН налогоплательщика и номер кассового аппарата и там же скачивается готовый паспорт налогоплательщика. Документ необходимо распечатать и разместить в торговой точке на видном месте.
Паспорт налогоплательщика – это информационная карта субъекта предпринимательства, которая не является налоговой тайной. Любой покупатель может отсканировать QR-код у кассы и получить следующие сведения о торговой точке:
- идентификационный номер;
- наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица;
- фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) индивидуального предпринимателя, руководителя юридического лица;
- статус налогоплательщика – действующий, бездействующий, приостановивший представление налоговой отчетности;
- дату постановки на регистрационный учет, дату снятия с регистрационного учета;
- регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе, место использования контрольно-кассовой машины;
- наличие или отсутствие лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?
Все предельно просто. Если покупателю продавец не выдал чек или не принял банковскую карту, клиент может отсканировать QR-код и отправить жалобу в КДГ онлайн. Также потребитель может отправить жалобу, если в торговой точке реализуется спиртное без лицензии.
В случае, если это произойдет в первый раз, субъект бизнеса к административной ответственности привечен не будет, а получит лишь предупреждение. Однако при повторном нарушении предпринимателю грозит штраф в размере 5 МРП.
Правки в налоговый кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» были приняты 20 декабря 2021 года. Налоговый кодекс был дополнен статьей 75-1. «Паспорт налогоплательщика».
Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77