Костанай и костанайцы

Во что играют наши дети

Эксперты опасаются, что будущее поколение окажется инфантильным и не адаптированным к жизни

А виной всему игры и игрушки, а также их формат. Современные дети настолько влились в мир гаджетов, что становятся неотъемлемой частью виртуального мира.

Впрочем, чего уж тут удивительного? Уже в прошлом веке началось стремительное развитие современных технологий. Со временем компьютеры, а теперь и гаджеты заменили подрастающему поколению подвижные игры, а социальные сети – живое общение. Отчего-то даже грустно, что многое кануло в лета, и уже вряд ли когда-то вернется. Но таков закон – жизнь идет и все меняется. То, что нравилось одному поколению, совсем не по душе другому.

А ЧТО БЫЛО ДО НАС

Способность игры не только развлекать и занимать, но еще и обучать. Игры детей из поколения в поколение круто меняются. Во многом это зависит от того, в каком времени растет ребенок.

– Полвека назад мы играли в казаков-разбойников, партизан. Можно назвать это отголосками Великой Отечественной войны, потому что нам эта тема была близка, она ведь затронула каждую семью, – делится жительница Костаная Балшаим Бухарбаева.

У следующего поколения игры выглядели несколько иначе, но все также они были связаны улицей и взаимодействием со сверстниками. У мальчишек любимыми стали футбол, баскетбол, у девочек – скакалочка и резиночка, не считая игры в магазин и прочих.

– Сегодня у меня растут внуки, и теперь я участвую и в их воспитании. Конечно, время моих внуков сильно отличается от моего детства. Когда я слышу об играх современных детей, то сразу представляю ребенка, сидящего в телефоне, который что-то там быстро нажимает пальцами. Это все выглядит нехорошо, но видимо в наши дни без этого уже не обойтись. Моему внуку восемь лет и он словно маленький гений знает о смартфонах все, и, кстати, у него есть свой телефон. Дети растут во время развития цифровых технологий, и вполне естественно, что они могут уже в таком раннем возрасте свободно пользоваться компьютерами. Главное здесь – это контроль, нужно следить какие мультфильмы смотрят дети и какие игры скачивают, ну и конечно же, ограничивать время пользования телефоном или ноутбуком. Наши внуки играют со смартфоном не больше двух часов в день, это их лимит, – добавила Балшаим Бухарбаева.

ВО ЧТО ИГРАЕМ, ТО И ЗАПОМИНАЕМ

Буквально за десятилетие сильно изменились и игрушки – причем от цветовой гаммы и до смысловой нагрузки. Чего уж говорить об их разнообразии? Но стандарты и приоритеты остались прежними.

– По сути, девочки и мальчики играют в те же игрушки что и 20 лет назад, девочки любят играть с куклами, посудой, мальчики – с машинками, конструкторами. Просто изменилась их форма и внешний вид. Несмотря на то, что мир заполнен смартфонами, спрос на игрушки не падает. Например, родители часто задабривать своих детей мишками или зайчиками после удаления зубов или за хорошие оценки в школе, – поделилась продавец магазина игрушек Людмила Козлова.

Среди принципиально новых видов игр самые популярные – антистрессы, слаймы, мягкие эспандеры.

– Вернулась мода и на круглые фишки. В них играли и в 90-е, и в 00-е годы. Вот и сейчас они в тренде. Дети стукают ими о поверхность, тем самым зарабатывая очки. Кто проиграл, теряет свои фишки. Такой вот азарт. Вроде и незатейливая игра, но в то же время учит бережливому отношению к вещам, к деньгам, – считает продавец магазина игрушек Тансулу Аскарова.

КУДА ЖИВЕМ?

Но какими бы суперсовременными и красивыми не были игрушки, эксперты отмечают, что раньше дети были более развиты, а все потому что они умели фантазировать. И не нужны им были бесчисленные куклы ЛОЛ или супергерои, им вполне хватало обычной палки, которая могла сиюминутно превратиться то в меч, то в пистолет, то в лошадь и даже в мотоцикл, если поджечь и потушить с одной стороны…

Вероятно, это связано с веком стремительного развития технологий.

– В прошлом были развиты пионерские лагеря, различные школы мастерства, пионеры того времени проходили достойные ступени взросления. Сейчас этого очень не хватает. К сожалению, в наше время подрастающее поколение более склонно к индивидуализму, нынешним детям менее свойственна сплоченность и командный дух. Сегодня они в плане личностного роста ограничены рамками компьютеров и смартфонов. Глядя в монитор, дети становятся обозревателями происходящего на экране и созерцают лишь несуществующий мир. Суицидальных случаев среди детей стало больше с появлением массовости компьютерных игр. В виртуальной реальности у персонажа всегда есть возможность после смерти снова быть в игре. Компьютерные игры подобного формата стирают у детей здоровый страх, им начинает казаться, что с ними не произойдет что-то необратимое, подсознательно им кажется, что всегда есть второй шанс, как в виртуальности, но это лишь фантазийный мир далекий о реальности. Да, конечно, есть множество полезных компьютерных игр, они могут развивать мышление, концентрировать внимание, отрабатывать сосредоточенность ребенка, формировать память. Но наряду с этим, к сожалению, ребенка больше увлекает схематичность, разнообразность и насыщенность агрессивных игр, – отметила психолог школы-лицей №2 Ирина Марченко.

Многим малышам также известны омерзительные персонажи – зомби, о которых снято множество мультфильмов, созданы десятки игр с уничтожением «живых трупов». Самое печальное то, что дети начинают верить в существование подобной нечисти, хотя на самом деле существуют лишь умные взрослые, которые придумывают подобные развлечения для общества потребителей и получают за это хороший гонорар.

– Хочу отметить, что нынешнее подрастающее поколение взрослеет раньше, то есть чувство собственного «Я» появляется раньше. Хорошо это или нет, зависит в первую очередь от сопровождения. Одни родители могут это принять адекватно и направить своего ребенка в нужном направлении, другие же не дают своим детям взрослеть, создавая им чрезмерную опеку. Боюсь, что в будущем мы можем получить не адаптированное к жизни инфантильное поколение. Хотя по натуре я оптимист, но нынешние реалии взросления детей настораживают. В этом, конечно же, есть вина всего общества, но все начинается с семьи, – подытожила Ирина Марченко.

Стоит добавить, что подбор игрушек по возрасту – одно из важных условий, способствующих развитию маленького ребёнка. По словам психологов, для малыша игрушка – материальная опора. Она наталкивает его на тему, рождает новые связи, вызывает желание действовать, обогащает эмоциональный опыт. При этом игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви может быть ценнее любой заводной игрушки.

Асхат НУРТАЗИН
Фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77