Династия, о которой пойдет речь в День железнодорожника, – одна из самых известных не только в нашем городе, но и в республике. Ее представители работают в Костанае, районах области, Астане, Алматы и гордятся тем, что выбрали трудную и важную для общества профессию
МАЛАЯ РОДИНА
Черно-белая фотография: просторный зал ожидания, пассажиры читают свежие газеты на стенде, под потолком висят картины. Одна – «Богатыри» Васнецова, вторая – более скромная, на ней заседание академиков, посвященное строительству главного Туркестанского канала. Такой, судя по подписи на обороте снимка, была станция Кушмурун в 1954 году. Такой ее видел родоначальник династии Ибраевых Конусбай Раимбекович, более 30 лет проработавший главным бухгалтером на 20-й дистанции пути. В профессию пришел после войны. Сначала освобождал Крым, победу встретил в Кёнигсберге, потом еще три года служил Родине. После демобилизации вернулся домой, женился. У них с супругой Бижамал Раисовной родилось десять детей – почти все продолжили дело отца.

ПОЧЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК
Этот знак (у представителей профессии награда считается высшей) дочери Конусбая Розе Ибраевой вручили в прошлом году. Она вышла на пенсию в должности руководителя областного филиала АО «Қазтеміртранс», посвятив железной дороге почти 40 лет. Начинала в середине 80-х в родном Кушмуруне дежурной по станции.
– Профессию выбрала, глядя на папу. Да и не было в Кушмуруне особой альтернативы, ведь это поселок железнодорожников. Но сразу дала себе обещание: если за три года не поднимусь по служебной лестнице – пойду работать в органы, – вспоминает Роза Конусбаевна. – Тогда было горбачевское время – демократия, и Бертран Иосифович Рубинштейн (с 1960-1993 г.г. начальник Кустанайского отделения дороги – прим.ред.) организовал выборы начальника станции. Никто не ожидал, что выдвину свою кандидатуру – тем не менее меня выбрали как молодого специалиста.

После переезда в областной центр Розе доверили наладить работу в только что открывшемся отделе обеспечения погрузки. Через 15 лет новый вызов – АО «Қазтеміртранс», в ведении которого находятся все грузовые вагоны республики. Нагрузка была огромной, ответственность тоже. Скучает ли железнодорожница по работе?
– Приглашают – нужно обучать молодых сотрудников, но пока отдыхаю, – говорит она. – У нас в семье так заведено, что отдаемся работе без остатка, но все-таки нужно стараться соблюдать баланс.
Сын Розы продолжил династию: некоторое время работал старшим приемосдатчиком, а теперь занимается железнодорожными перевозками в компании Allur.
ЦЕННОСТИ НА ВЕСАХ
Бибигул, младшая дочь Конусбая и Бижамал, с самого детства слышала разговоры о железной дороге и понимала, насколько это сложная и ответственная профессия. Трудностей она не боялась, и все же решила следовать зову сердца – стать хореографом. В начале 90-х, после окончания института культуры в Челябинске, вместе с Московским цирком артистка эстрадного балета отправилась на гастроли. Родные только успевали получать телеграммы из Болгарии, Венгрии, Чехословакии.

– Мама, конечно, очень переживала, звала назад. И тогда пришлось определиться с тем, что важнее и дороже. Конечно, семья перевесила, – признается Бибигул Конусбаевна.
Первое время она работала билетным кассиром на станции Кушмурун, затем дежурной по вокзалу. Параллельно училась: техникум, академия им. Тынышпаева. Затем уже в Костанае попробовала себя в качестве инженера пассажирской службы, а позже руководила работой всех железнодорожных вокзалов области. Долгое время Бибигул является начальником вокзала в Костанае. На ее глазах он менялся, совершенствовался, а в этом году после грядущего ремонта станет еще лучше.
– Многие думают, что руководить легко. На самом деле, самая сложная работа – это работа с людьми. Мы должны предоставить сервис на высшем уровне, чтобы пассажиры остались довольны. Если театр начинается с вешалки, то железная дорога – с вокзала. Можно сказать, что все дороги ведут к нам, – улыбается собеседница. – Кто-то едет в поезде за мечтой, кто-то за любовью, но всегда с надеждой и верой во что-то лучшее. От того, что мы несем людям благо, имеем возможность служить им – на душе становится светлее. Появляется гордость за профессию, за ту пользу, которую приносим обществу.
Старший сын Бибигул Чингис мог бы продолжить династию, даже получил профильное образование в КИнЭУ. Но спустя много лет генетическим бумерангом вернулось желание реализовать себя в творчестве, и теперь Чингис Батыргалиев – режиссер-оператор. Он учится в магистратуре Национальной академии искусств имени Жургенова, снимает фильмы, рекламу и счастлив в своем выборе.
ПОД СТУК КОЛЕС
Гульнара Раимбекова приходится Конусбаю внучкой. Ее отец Жумагали продолжил династию, став машинистом тепловоза, и в середине 70-х даже участвовал в перевозке стомиллионного пуда костанайского зерна.
– Мама была медсестрой в железнодорожной больнице Кушмуруна, сестра тоже работает врачом, а в моем случае переборола тяга к железной дороге, – улыбается Гульнара.
Как и Конусбай Раимбекович, она начинала бухгалтером и за 30 лет успела поработать на разных должностях в сфере ж/д. Сегодня Гульнара Жумагалиевна ведущий инженер по вокзальному хозяйству. Она и ее коллеги отвечают за то, чтобы пассажирам 23 вокзалов региона было комфортно. Приобретение билетов, условия в зале ожидания, работа буфетов – эти и многие другие моменты контролирует отдел вокзального хозяйства Костанайского отделения магистральной сети.
Продолжатель династии живет рядом с железнодорожным вокзалом и уже не представляет жизни без родных с детства звуков.
– Кому-то покажется необычным, но без них не могу ни уснуть, ни проснуться, – признается Гульнара. – Если долго не слышу паровозных гудков, стуков колес – будто не по себе становится. Для меня это символ движения в прямом смысле и философском.
ПО ПРИМЕРУ
Бауржан Мурзасеитов – еще один внук Конусбая – железнодорожник в третьем поколении. Интересно, что связь с железной дорогой у него и по отцовской линии, и по материнской. Окончив школу, устроился монтером, а после армии продолжил двигаться по выбранному пути.

– Перед глазами у меня всегда был пример дяди – Уралбека Султанбековича Мурзасеитова, с конца 90-х он был начальником станции Кушмурун, – рассказывает Бауржан. – Теперь и я начальник станции. Работал в Сургане, на Кайраке, в Сарыколе, а последние шесть лет в Тогузаке.
Собеседник уверен: труд железнодорожника – это прежде всего ответственность и предельная концентрация. На железной дороге важен каждый сотрудник, ведь здесь отвечают за безопасность движения поездов, за жизнь и здоровье людей.
СЕМЕЙНАЯ СЦЕПКА
Ворох черно-белых и цветных фотографий, грамот, награды в бархатных коробочках – наследие Ибраевых впечатляет. И все же главное для них – отношения внутри семьи, крепкие, как сцепка вагонов. «Пуповину не обрезали» – так сами железнодорожники говорят о связях поколений. Эту семью объединяет не только родство, но и профессия. А еще память о родителях, которые научили не лениться и любить то, что делаешь.

Елена НОВАК, фото Ларисы БОЖКО и предоставлено героями статьи
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
