Костанай и костанайцы

Всенародный и любимый!

Наурыз – 20 лет в статусе государственного праздника

«НК» узнал у известных костанайцев как праздник, незаслуженно преданный забвению в годы советской власти, возродился с установлением Независимости РК.

Одним из первых мы обратились к краеведу, писателю и поэту Петру Чернышу.

– В советское время считалось почему-то, что этот праздник религиозный и поэтому он попал под запрет, – рассказывает Петр Максимович. – Работая в обкоме партии, я отвечал за идеологию. И вы знаете, я считаю, что наше поколение очень много потеряло, не имея такого прекрасного, светлого и богатого на традиции праздника, интернационального по своей сути, объединяющего столько народов. Но замечу, что никто и не выходил с инициативой возродить Наурыз, как и мои друзья-казахи никогда о нем не упоминали. Об этом заговорили уже к началу 90-х годов. Тогда наши местные деятели культуры вовсю принялись продвигать Наурыз в регионе. Большой вклад в это внесла Римма Гайсенова. Когда я побывал на первом празднике, то он настолько меня покорил своими красками, что я, пребывая под таким огромным впечатлением, написал стих о Наурызе. Настолько увиденное меня воодушевило на поэтические строчки (смеется).

Стихотворение о Наурызе авторства Петра Максимовича Черныша:
В сосульках крыша и карниз,
На солнце в полдень снег слезится.
Весенний праздник Наурыз
С голубизны небесной мчится.
Вот и каникулов пора,
Ручьи на улицах шумливей.
И взрослые, и детвора, 
Все чувствуют себя счастливей.
Крестьяне ладят инвентарь,
У птах начались перелеты.
Все повторяется, как встарь:
У каждого свои заботы.
Всех март разбудит ото сна,
Уходит зимней спячки дрёма.
Смотри – красавица-весна
Стоит веселая у дома.
Ты, Дед Мороз, смиряй каприз.
Не надерешь нам больше уши.
Пришел желанный Наурыз
И солнца щедро плеснул в души.
Пошире двери отворяй,
На дастарханы угощенья!
Встречает город Костанай
И Казахстан весны явленье. 
Пускай успешным будет год,
Здоровья всем, в делах удачи!
Пусть благоденствует народ
И лишь сосульки только плачут!

А вот известные в области журналисты Зангар Санай и Кыдырбек Киыскан с детства знали о Наурызе и не понаслышке. Будучи детьми, они с родителями попали в первую волну репатриантов из Монголии, перебравшихся в Костанайскую область.

– В Монголии этот праздник всегда отмечался три дня, широкомасштабно и весело. На окраине поселка ставили юрты, здесь же проводились байга, кыз куу, устраивались соревнования – казакша курес, асыки. Ни один Наурыз не обходился без песенных состязаний – айтысов, – рассказывают Кыдырбек и Зангар. – Мы ходили друг к другу в гости. В каждом доме был накрыт щедрый дастархан, который ломился от угощений. Каждая семья готовила наурыз коже. Когда мы в 1991 году переехали в Казахстан, здесь этот праздник только-только начали возрождать.

По задумке Риммы Гайсеновой в театрализованном шествии первого Наурыза была обыграна казахская свадьба

В 1992 году сценой для Наурыза стала площадка перед кинотеатром «Костанай»|

На заднем фоне – акимат до реконструкции. 1992 год

Но с этим может поспорить деятель культуры РК, драматург, публицист Акылбек Шаяхмет. Он родился в с.Забеловка Житикаринского района.

– В советское время Наурыз чтили и отмечали в глубинках, но не афишировали, ведь мы тогда жили при атеизме. В 1926 году Наурыз был запрещен в Казахстане, как «пережиток прошлого». Советская власть считала, что это религиозный, мусульманский праздник, хотя он таковым не был. – говорит Акылбек Кужаевич. – Это был Новый год, когда после суровой зимы просыпалась природа, когда появлялся приплод у скота, когда появлялось свежее молоко. Я помню, что в нашем доме всегда на Наурыз готовили коже, добавляя свеженину и остатки зимнего согыма, что означало: «Нельзя забывать прошлое, надо жить настоящим и думать о будущем». Открыто и широко мы начали отмечать Наурыз уже с обретением Независимости РК, вот тогда праздник, действительно, шагнул на улицы и стал массовым. Я был одним из инициаторов возрождения этого праздника, возглавляя в конце 80-х Костанайское международное общество «Қазақ тілі», помогая организовать первое театральное шествие, айтыс и национальные игры.

Соревнование хозяек в умении готовить. 1994 год

И все же одним из главных режиссеров Наурыза «по-костанайски» многие называют экс-руководителя областного управления культуры Римму Гайсенову.

– Мы же ничего не знали об этом празднике: как его отмечать, что делать, чем его наполнять, – говорит Римма Габдуловна. – Специально для этого в 1988 году я напросилась в командировку в Алма-Ату, чтобы собственными глазами увидеть, как мои коллеги впервые будут проводить Наурыз. Скажу честно, не была впечатлена, но зато вернулась такая заряженная, с ворохом идей, которые тут же при поддержке тогдашних руководителей города и области принялась воплощать в жизнь. Мне была дана полная свобода действий. А что для режиссера свобода? Это бесконечный полет мысли и фантазии! В 1989 году мы замахнулись и очень удачно, как потом оказалось, на театральное шествие, которое у нас начиналось от фабрики «Большевичка» и финишировало на центральном пляже.

В 2013-м на Наурызе были не просто символы, а символы восточного гороскопа

Театрализованные представления на площади – незаменимая часть праздника

Римма Габдуловна вспоминает, что в поисках юрт, костюмов, коллективов, исполняющих национальные танцы, домбристов пришлось поднять и перевернуть, в прямом смысле, всю область, добравшись до самых южных регионов.

– Мне очень хотелось, чтобы самый первый праздник стал запоминающимся, чтобы он оставил в душе каждого зрителя только радужные впечатления, – акцентирует Римма Габдуловна. – В шествии мы не только постарались показать все национальные традиции, весь колорит казахского народа, но и разыграли казахскую свадьбу, найдя настоящих молодоженов. У нас было все: и проводы невесты, и беташар. Сама невеста восседала на верблюде, ее сопровождали подруги, на коне ехал жених. Было очень красиво и колоритно! Так я еще выбила для молодой пары ключи от квартиры от камвольно-суконного комбината (смеется). Это было не просто шествие, это был настоящий караван, который плавно плыл по улицам города, увлекая за собой горожан на пляж, где прошла основная праздничная программа. После я каждый год придумывала что-то новое и креативное. То у нас Луна встречалась с Солнцем, то у нас главной героиней праздника была Змея – как символ года. Но стержень оставался один – традиции, обычаи, обряды. Наурыз стал для всех энциклопедией жизни наших предков, откуда мы черпали много нового, незаслуженно забытого. Да, первые Наурызы мы проводили весной и летом – в теплое время года, но с обретением статуса государственного праздника перешли на март. После меня эстафету режиссирования подхватил Шамиль Фахрутдинов. К слову, локации праздника были разные – сначала пляж, потом мы переместились на площадку перед кинотеатром «Костанай», затем на сцену в Сити-центре. Позже все действо стало проходить на площади перед областным акиматом. Добавились юрточные городки, алтыбаканы, всевозможные уличные спортивные состязания. С удовольствием каждый год ходила и хожу на площадь, чтобы зарядиться энергией. Я очень рада, что этот праздник продолжает жить, процветать и стал поистине всенародно любимым!

Традиционное фото у богатого дастархана должно быть у каждого

Ни одно гулянье не обходится без дегустации Наурыз коже

Своими воспоминаниями о Наурызе поделилась и экс-мажилисвумен Ирина Аронова, работавшая с 1987 по 1992 годы заведующей отделом культуры Наурзумского района.

Очереди на алтыбакан обычно большие. Полетать хотят все!

– Я могу утверждать смело, что именно наш Наурзумский район первым в области начал отмечать Наурыз мейрамы день в день – 22 марта. Вот только могу ошибиться с годом – 1991 или 1992. Помню, что именно старейшины района, наши уважаемые аксакалы настояли праздновать Наурыз в положенные сроки, не сдвигая на теплое время года, – подчеркивает Ирина Петровна. – Мы тогда гору литературы перелопатили в поисках информации о том, какие традиции, обычаи, обряды, герои сопутствуют Наурыз мейрамы. Очень много сил было вложено в подготовку, но оно того стоило. Столько народа тогда пришло на этот первый праздник, какой он живой интерес вызвал у местных жителей. Мы тогда разбили большой юрточный город. Проблем с юртами у нас лично не было. Их мы находили у местных жителей, свои юрты привезли тогда в район первые оралманы из Монголии. Помню, что после нашего Наурыза, все районы кинулись просить у нас юрты на свои празднества. Так вот, в этом юрточном городке мы варили наурыз коже, жарили баурсаки и раздавали все эти лакомства бесплатно. Но самое интересное, что нам удалось, – это сделать красочное театрализованное шествие, подтянув все предприятия и организации. Тут были и исторические персонажи, и сказочные герои. Не знаю как, но мы даже ишака нашли для Алдара-Косе (смеется). Нам тогда и погода благоволила, было тепло, вокруг все таяло, поэтому и праздник получился по-настоящему весенним и солнечным. Наряду с угощениями были состязания, повсюду звучали песни, играли на домбрах. Как сейчас помню все эти организационные моменты и от души горжусь, что мы – казахстанцы – возродили этот праздник, что придали ему новую силу, новое дыхание и звучание!

Зульфия НАБИЕВА
Фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77