Костанай Спортивный

Вся жизнь в движении

О том, как обстоят дела у велогонщиков Костаная, рассказали тренеры Артем Головащенко и Бауржан Аубакиров

Сразу два крупных соревнования по велоспорту состоялись в Костанае с 13 по 19 июля.

На сегодняшний день местом воспитания и подготовки юных велогонщиков города и области выступает ДЮСШ №1 им. К. Оспанова. Всего в школе семь отделений по видам спорта: гиревой спорт, баскетбол, гандбол, плавание, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика и велоспорт.

Последний представлен четырьмя наставниками – старший тренер отделения велоспорта Сергей Селезнев, тренеры высшего уровня квалификации высшей категории Николай Хатунцев, Бауржан Аубакиров, Артем Головащенко.
На плечи последнего в этом году легла организация традиционного соревнования, посвященного памяти мастера спорта международного класса Валентина Бобылева и чемпионата Казахстана по маунтинбайку.

Проведение двух крупных состязаний подряд – хитрая задумка. Так, «Бобылевка» стала своего рода разминкой спортсменов перед большим стартом.

Напомним, Валентин Бобылев трагически погиб в 1979 году. В 20 лет он стал чемпионом Казахстана, спустя три года – чемпионом Советского Союза. А уже в 24 года ему было присвоено звание мастера спорта международного класса.

Сразу после этих гонок, 18 и 19 июля прошел чемпионат Казахстана по маунтинбайку.

– В Костанае он состоялся в первый раз. На меня возложили эту ответственность, как на организатора, – рассказывает Артем Головащенко. – Я с этим столкнулся впервые, консультировался с тренерами из сборной, с теми, у кого есть опыт в этом деле. С трассой сложностей не было, я сам много лет тренировался на этих землях, поэтому оставалось только немного подкорректировать маршрут. Трассы проходили на лыжной базе, на карьере около «Золотого фазана» и на Каменном озере возле п. Заречный.

По словам тренера, чемпионат прошел на достойном уровне, в следующем году ожидается более 100 участников. В этот раз силами мерились 11 команд – 80 участников.

– Многим гостям понравился наш рельеф. Несмотря на то, что Костанай – не горная местность, мы все-таки вышли из ситуации, – отмечает наш второй собеседник Бауржан Аубакиров.

На обоих соревнованиях в числе призеров оказались и костанайцы. Все они – воспитанники ДЮСШ №1 им. К. Оспанова.

– В отделение велоспорта дети приходят будучи третьеклассниками. У нас особых возрастных ограничений нет. Главное, чтобы было желание и позволял рост – чтобы велосипеды подходили. Потому как у нас в основном стандартные велосипеды, а они предусмотрены под рост от 150 см, – поясняет Бауржан Аубакиров.

В спортивной школе имеются три вида велосипедов: обычные шоссейные, маунтинбайки и BMX. В прошлом году в ходе церемонии закрытия сезона спортсменам были подарены 45 велосипедов и автомобиль Lada Largus.

– Эти велосипеды распределили по базам. Потому что наши тренеры работают на разных точках, к примеру, Бауржан – в с. Мичурино, Сергей Селезнев – в районе КСК, Николай Хатунцев – в Автодорожном колледже, я – на КЖБИ, – говорит Артем Головащенко.

К сожалению, несмотря на то, что с транспортом проблем нет, велоспорт не привлекает молодежь. И тому есть объяснение.

– Нет зала, нет условий. Для нас это глобальная проблема. Хоть мы и принадлежим ДЮСШ, но залы постоянно заняты баскетболом, гандболом, другими игровыми видами, и велоспорту остается очень мало времени. И даже если оно остается, то график совсем не тот, который должен быть у велосипедистов, – сетует Артем Головащенко.

– Чем старше становятся воспитанники, тем меньше у них желания заниматься велоспортом. В среднем у нас занимаются дети 11-13 лет. Изначально, когда идет набор детей, большинство из них приходит для того, чтобы покататься, взять велосипед домой, поучиться и так далее. О массовости и говорить не приходится, в таких условиях остаются те, кто к чему-то стремится, – дополняет Бауржан Аубакиров. – Да, текучесть большая: приходят и уходят. Будь у нас какое-нибудь собственное спортивное сооружение, где мы могли бы заниматься зимой, это привлекло бы детей. Ведь нужны условия: залы, раздевалки, душевые… У нас нет велобазы. «Пристраиваемся» к школам, колледжам, и получается, что зависим от них, от расписания, от внутренних мероприятий. Если раньше стоял вопрос о нехватке оборудования, то сейчас – помещения. Хороший пример «Тобыл Арена», когда ребенок видит как все красиво, хорошо, конечно, его это заинтересовывает, он захочет заниматься. – Кстати, среди велосипедистов девушек меньше, чем юношей. Но они есть. В велоспорте нужно многое перетерпеть, те же травмы девочками воспринимаются по-другому. Ребята могут выдержать, а вот девушки… И родители начинают паниковать, когда видят раны, забирают детей. Велоспорт – это такой сложный, но в то же время красивый вид спорта. Ты постоянно находишься на природе, все время в движении, это не просто находиться в зале. Велоспорт – циклический, красивый вид.

Говоря об условиях для спортсменов, нельзя не затронуть вопрос отсутствия в нашем городе велодорожек.

– По большому счету, велодорожки подошли бы только для начинающих велосипедистов, так как те еще не могут ездить быстро, – считает Артем Головащенко. – Но для уровня профессионалов они не подходят. Наверняка там будет много любителей, которые мешали бы тренировкам. А вот если бы велодорожка окольцовывала Костанай в пределах 30 км, как это делается в Европе и многих других странах, было бы неплохо. А так исходим из того, что с сопровождением ездим по обычным трассам.

– В принципе для спортсменов необходимости в велодорожках нет, – поддерживает коллегу Бауржан Аубакиров. – А вот для любителей, для развития велоспорта в целом это хорошее подспорье.

К слову, раньше для тренировок начинающих велогонщиков использовали стадион в районе ГАИ, который позже перешел к конькобежцам.

Однако помещение – не единственная трудность на пути к популяризации вида. Кадры – следующие в списке. Всего четыре тренера на всю область – очень мало.

– В других областях по 10-15 тренеров, в одной Алматинской их 60, – рассказывает Артем Головащенко. – Чтобы расширить географию, нашему отделению требуются кадры. Естественно, они должны понимать велоспорт. Тренер должен иметь собственный опыт за спиной, таких ребят очень мало. Многие из тех, кто завершил карьеру, находят себе другую работу, оставляют спорт.

– Конечно, молодежь отталкивает невысокая заработная плата, – дополняет Бауржан Аубакиров.

– Многие спортсмены – перспективные тренеры, но они студенты, им необходимо снимать жилье, поэтому зарплата должна быть соответствующей. Я считаю, что государство должно как-то поддерживать начинающих специалистов, тренеров. Сейчас, когда минимальная зарплата – 42 500 тг, тренерский оклад в размере 30 000 тг мало кого привлечет, – убежден Артем Головащенко.

Объективно говоря, в костанайском велоспорте последние пару лет наблюдается спад. Награды и медали есть, а вот именитых спортсменов все меньше.

– Да, сейчас спад. Народ уходит, молодежь подтягивается, но процесс идет быстрее тогда, когда есть за кем тянуться. Тогда они быстрее растут, и результат растет. Сейчас старших как таковых не осталось в школе. Ждем новое поколение. Вот на домашнем чемпионате завоевали пять медалей. Это достойно, я считаю, – говорит Артем Головащенко.

– У нас в стране нет определенной области, которая бы постоянно была первой. В ЦПОРе есть несколько видов: трек, маунтинбайк, шоссе. Разные области доминируют в разных видах. Допустим, Кызылординская область хорошо показывает себя в треке в командной гонке. Наши стараются в каждом виде занимать места, – подчеркивает Бауржан Аубакиров.

И все же небольшой костяк держится, защищая область и город. Среди юниоров это – Данил Марухин, Дмитрий Лукьянов, Дмитрий Потапенко, Денис Бурнашев, Роман Соловей. Некоторые костанайцы входят и в сборную Республики Казахстан (Дмитрий Потапенко, Денис Бурнашев, Данил Коваль, Виктория Тропина, Роман Соловей).

Редакция «КС» желает велогонщикам не останавливаться на достигнутом, не падать духом, и стремиться к новым вершинам.

Томирис СУЛЕЙМЕНОВА

Фото из архива “НК”


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77