Костанай и костанайцы

Всякое бывает…

Чего только не видели и не слышали за время своей работы врачи скорой помощи

Это не только одна из престижных и важных профессий, но еще и изнурительный и опасный труд.

Каждую вторую субботу сентября отмечается Всемирный день оказания первой медицинской помощи. Этой осенью знаменательная дата выпала на 12 сентября и празднуется уже юбилейный 20-й раз.

Первую помощь обязаны оказывать не только медики, но и работники службы по ЧС, пожарные, полицейские, и, конечно же, военные. Вообще же навыки оказания первой медпомощи нужно знать каждому человеку, ведь всякое бывает… Но сегодня мы расскажем именно о тех, кто всегда находится в первых рядах медицинского фронта – о сотрудниках скорой помощи.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как и у всего на свете, у скорой медицинской помощи есть своя история. К примеру, в европейском средневековье первую помощь больным оказывали различные филантропы, которые основывались на принципах христианства. Но первые настоящие станции скорой помощи были образованы в Нидерландах в 1417 году. Такая необходимость появилась в стране тюльпанов из-за роста числа утопающих в городских водных каналах. Соответственно, основная задача станций заключалась в спасении тонущих и оказании им первой медицинской помощи. Лишь почти четыре столетия спустя подобные неотложки стали появляться в Германии, Франции, Англии.

Но самый мощный толчок развитию медицины дала война. Так, в 1792 году, находясь на Рейнском фронте, французский врач Жан Доминик Ларрей решил впервые в мировой практике провести реорганизацию эвакуации раненных солдат с поля боя и системы их лечения. Его методика значительно облегчила страдания искалеченных воинов и стала широко применяться в различных сражениях. Впоследствии знаменитого медика стали называть отцом скорой помощи.

В Костанае скорая помощь была организована только с установлением в стране советской власти.

В НАШИ ДНИ

Ежедневно первую медицинскую помощь жителям областного центра оказывают 16 бригад скорой, а также две бригады санавиации. Выездная бригада укомплектована двумя фельдшерами. Каждая смена трудится сутки через двое. Всего на работу ежесуточно заступают 40-45 медработников, включая диспетчеров.

– Работа в скорой помощи очень тяжелая. Отработать сутки на колесах в интенсивном перемещении по вызовам, без права отдыха и сна по плечу не каждому, поэтому у нас есть текучка кадров. Самые главные критерии отбора – повышенная стрессоустойчивость, обдуманность, решительность и находчивость, так как наша работа связана с экстренностью и оперативностью. Каждая минута – это чья-то жизнь, – прокомментировал замглавврача Костанайской областной станции скорой медицинской помощи Павел Бурда.

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБМАНЧИВО

Так считает Анастасия Карташова. И хотя она работает в скорой всего два года и довольно молода, считается квалифицированным специалистом. Однако часто в ее компетенции пациенты сомневаются. Внешность ведь бывает обманчива. Но вскоре многие меняют свою точку зрения.

– Еще обучаясь в медколледже, я регулярно проходила практику на станции скорой помощи. Особенность начинающего работника в том, что к нему здесь сразу относятся как к равному, иерархии нет. Первые месяцы я ездила с опытными фельдшерами, они научили различным нюансам профессии, которым в колледже не обучали. Поначалу я очень терялась от волнения и всегда все переспрашивала у старших фельдшеров. Но сейчас работаю самостоятельно, оказываю первую медпомощь детям. Основная нагрузка на нас ложится в сезонные заболевания вирусными инфекциями, то есть весной и осенью. Но в этом году мы работали в авральном режиме, это время совпало с пиком заболеваемости коронавирусом. Было тяжело, потому что мы надевали практически не дышащие комбинезоны в сильную жару, да еще и ездили в душной машине. Мокрые и потные, мы оказывали помощь людям. Сейчас, к счастью, все стабилизировалось, – рассказала фельдшер.

По словам девушки, в ее профессии важно уметь входить в доверие, потому что порой, приезжая на вызов, медики сталкиваются с негативно настроенными родителями, и тогда нужно сначала наладить коммуникацию с ними и лишь потом приступать к оказанию медицинской помощи ребенку.

– Самое страшное в моей работе – видеть детей в критическом состоянии и сталкиваться с неблагополучными семьями, в которых безответственные родители не следят за здоровьем ребенка и даже не стремятся оказать ему помощь. Порой приходится уговаривать беспечных мам поехать с ребенком в больницу, – утверждает Анастасия. – После всего пережитого на работе я стараюсь не держать в себе грусть, ведь дома меня ждет семья, и я не должна показывать им свои эмоции. Все, что произошло на работе, должно остаться там. Несмотря на все, хочу посвятить скорой помощи свою жизнь.

КОГДА ЗА ПЛЕЧАМИ ОПЫТ

Ирина Кондратьева отдала скорой помощи 27 лет. За эти годы на работе женщина повидала многое.

– Пришла сюда в 90-е годы, работа в бригаде скорой помощи считалась очень престижной, и сюда попасть было не так уж просто. Был строгий отбор. Мне повезло, в медучилище у меня были хорошие отметки, и я всегда хотела стать медиком. Правда, самый первый опыт оказался мрачным – поступил тяжелый вызов. Произошло ДТП, сильно пострадал мужчина. Он скончался практически сразу, но я все равно в надежде проводила попытки его реанимировать. Не веря в произошедшее, я привезла его на станцию скорой помощи, хотя надо было везти тело в морг. После этого случая я перестроила свое отношение к тяжелым случаям и поставила в душе барьер восприятия, – рассказала медик.

Со временем фельдшер выучилась на психолога. Это образование помогает ей в повседневной работе справляться со стрессом. Основной урок, полученный с годами, – это умение промолчать в конфликтных ситуациях с пациентами, или же, наоборот, быстро найти общий язык с больным и его родственниками.

– Труднейший период в моем опыте – это нынешняя пандемия. Такого стресса мы еще не испытывали, ведь больницы были переполнены, а вызовы все поступали и поступали. Я приходила домой в выгоревшем состоянии, чувствовала себя беспомощной, ведь в городе не хватало лекарств, а пациенты нуждались в помощи. Люди ждали нас по несколько часов, мы не успевали ко всем. Когда начали открывать дополнительные провизорные стационары и поступили антибиотики, стало намного легче, – поведала Ирина Кондратьева. – Самый масштабный выезд для меня был пару лет назад, когда горел подъезд дома по ул. Чехова, 106. В тот день я была впечатлена самоотверженностью пожарных и полиции. Они выносили из огня обугленные тела пострадавших и передавали нам. К сожалению, в тот день погибли двое мужчин из этого дома.

Врачи говорят, что в последнее время медиков скорой помощи стали больше уважать. Наверное, это связано со вспышкой COVID-19 и тем стрессом, что пришлось пережить людям. Что-то в них сдвинулось, изменилось в лучшую сторону.

– Иногда создается ощущение, что вернулись добрые советские времена, когда скорую действительно ценили. Сейчас, к слову, хорошее медицинское оснащение, в сравнении с тем, что было раньше. Теперь мы можем делать реанимацию сами, шансы спасти людей увеличились, – заключила Ирина Кондратьева.

УВЕЗТИ ОТ СМЕРТИ

Водители скорой – это те герои, о которых мало что говорят и тем более знают, хотя жизнь больного не только в руках фельдшера, но и в руле шофера. Именно от его превосходных навыков вождения зависит скорость оказания первой помощи.

– Чтобы работать водителем скорой, нужно иметь не меньше 10 лет опыта вождения и все водительские категории в правах, а также уметь оказывать первую помощь. В последнее время люди стали уважать карету скорой помощи, чаще пропускают, уступают. Раньше было хамское отношение – могли подрезать, обругать. Хочется также выделить то, что решение в 2018 году перекрасить все машины неотложки в лимонный цвет было правильным. Теперь их хорошо видно как зимой, так и летом. В нашем деле нужно ездить быстро, но аккуратно, – рассказал водитель кареты скорой помощи Асылбек Оспанов.

Чтобы улучшать навыки, водители скорой помощи проходят курсы экстремального вождения, на которых немало времени уделяется теории. Техника водителей скорой очень высокая, ее можно смело сравнить с мастерством вождения работников спецслужб. Зарплата, кстати, неплохая, от 170 тыс. тенге, но и риски высоки.

АЛЁ, ЭТО ГОРГАЗ?

С такими нелепыми вопросами порой звонят в call-центр скорой помощи перепившие люди, либо просто хулиганы. Как рассказывают работники диспетчерской службы, среди самых странных вызовов была просьба реанимировать умершего паучка, вопросы – почему в магазине нет хлеба, когда включат горячую воду и т.п. Как правило, такие звонки поступают в основном ночью. Звучит смешно, но на самом деле все серьезно, ведь пока одни балуются по телефону, другим требуется экстренная помощь.

– Обычно в смену работают девять диспетчеров, все они имеют фельдшерское образование и опыт работы в скорой помощи. Если звонит человек в панике, который толком ничего не может объяснить, диспетчер должен его успокоить, выяснить адрес, район, место нахождения больного или пострадавшего, такие вызовы поступают часто. Как бы то ни было, мы принимаем любой вызов и бригады обязательно едут. В среднем сейчас мы принимаем 200 вызовов в сутки, а в июле – до 800, это было из-за роста количества зараженных коронавирусом, – сообщил старший диспетчер Фридрих Шлотгауэр.

Редакция «НК» поздравляет всех работников скорой со Всемирным днем оказания первой медицинской помощи, желаем поменьше вызовов, а нашим согражданам – не болеть.

Асхат НУРТАЗИН

Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77