Экономика

За период пандемии доходы гостиничного бизнеса сократились более чем на 55%

В Костанайской области зарегистрировано 130 гостиниц. За год ни одна из них не закрылась, но удержаться на плаву становится все сложнее, карантинные послабления не помогают и не дают ощутимой поддержки

Как выживают представители гостиничной индустрии, какие ищут новые способы заработка и что может их спасти, выясняли корреспонденты «НК».

Нет клиентов – нет дохода

Гостиничный бизнес один из первых пострадал от пандемии. Как только в Казахстане в апреле 2020 года объявили режим ЧС и закрыли границы, гостиницы разом опустели. Комплексы с большим штатом сотрудников оказались не у дел. Конечно, весной и летом прошлого года эту сферу освобождали от уплаты налогов на заработную плату сотрудников, делали отсрочки по коммунальным платежам и кредитам. Но сейчас все обязательные платежи вернулись, а клиентов при этом больше не стало.

– Ситуация в нашей отрасли одна из сложных на сегодняшний день, – говорит председатель Ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса Костанайской области Гульвира Кудайкулова. – Все гостиницы региона загружены от 5 до 15%. Это нерентабельно, но владельцы всеми силами стараются сохранить свое дело. Главная проблема – отсутствие постояльцев. Наш бизнес полностью зависит от эпидситуации региона и постановлений, принимаемых главным санитарным врачом области.

Гостиница «Целинная», которая является самой большой в областном центре, может вместить 280 постояльцев. В хорошие времена здесь ежедневно проживали до 80 клиентов. Сейчас средняя заполняемость в сутки до 20 человек. В основном заселяются командировочные, курсирующие внутри Костанайской области. Из других городов приезжают редко. А раньше частыми «целинными» постояльцами были гости из Китая, Италии, России, Узбекистана.

– Наша гостиница была открыта в 1967 году, мы пережили многое, но пандемия стала самым сложным испытанием, – говорит директор ТОО «Гостиница «Целинная» Галина Белоглазова. – На сегодняшний день у нас в штате 20 горничных, и все работают от 10 до 30 лет. Конечно, мы делаем все, чтобы сохранить коллектив, но и работать в убыток длительное время тоже не можем.

Удержаться на плаву

В условиях пандемии бизнесменам приходится быть изобретательными, предпринимая самые разные шаги и адаптируясь к нынешним реалиям. Например, гостиница «Турист», которой уже более 50 лет, год назад перестала принимать постояльцев. Жилые номера здесь переделали под офисы и стали сдавать в аренду. Комплекс находится в центре города, поэтому спрос высок.

– Мы тоже сдаем помещения под офисы, но если переориентируемся под аренду, тогда нам придется сократить штат. А нам бы не хотелось терять коллектив, как и хочется сохранить все же именно гостиничное направление, которому мы были верны по сути полвека, – подчеркивает Галина Белоглазова. – Мы дорожим каждым клиентом и заинтересованы в соблюдении всех карантинных мер. После выезда гостей проводим кварцевание, проветриваем номера. Следующего клиента заселяем в этот номер только через сутки-двое. В комплексе дважды в день проводим влажную уборку с хлоркой. Следим за физическим состоянием гостей. Эти меры помогают обезопасить бизнес.

А вот гостинично-ресторанному комплексу «Глория» на время карантина пришлось все же сократить количество горничных и администраторов, а также скорректировать время работы.

– Мы потеряли профессиональных сотрудников, замену которым сейчас трудно найти. За время простоя люди нашли себе работу в других сферах и вряд ли вернутся обратно, ведь каждый хочет стабильности, а наша отрасль, как и отрасль общепита, в нынешнее время стабильность не гарантирует, – сетует директор комплекса Гульвира Кудайкулова.

Без помощи не справиться

Все владельцы гостиничного бизнеса в унисон говорят, что если пандемия продлится еще год и ничего не изменится, то гостиничный бизнес просто не встанет с колен, и на нем можно будет поставить жирную точку. Поэтому уже сегодня представители этой индустрии просят государство о помощи. Одна из самых больших статей расходов – коммунальные платежи. В таких гигантах, как «Целинная», они составляют больше одного миллиона тенге в месяц. По словам владельцев, если бы государство частично субсидировало эти затраты, то гостиницы смогли бы сохранить свой основной профиль деятельности.

– Мы очень надеемся, что государство предпримет меры по спасению нашей отрасли, – говорит председатель Ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса Костанайской области Гульвира Кудайкулова. – Помощь может выражаться в субсидировании, в предоставлении беспроцентных кредитов, чтобы была возможность погашать долги, в отсрочках по коммунальным платежам. Мы, как и все, надеемся, что пандемия рано или поздно закончится, тогда и наш бизнес начнет возвращаться в свое русло.

По прогнозам специалистов – Республиканской туристской ассоциации, куда входит и гостиничная сфера, индустрия понесла огромные убытки, доходы в этой отрасли упали более чем на 55%. Как говорят эксперты, на восстановление гостиничного бизнеса в Казахстане уйдет не менее трех лет. При благоприятном раскладе…

Ольга ГОРАЙ,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77