Информацию о том, что заработная плата рядового сотрудника энергоцентра и руководящих должностей разнится в 15 крат на встрече объявила депутат облмаслихата Александра Сергазинова
Эту информацию подтвердил присутствующий на встрече специалист департамента по регулированию естественных монополий Костанайской области. Как оказалось, такой разбег допустим в рамках закона. Заработные платы – это один из пунктов в формировании тарифа, который планируют повысить.
ПОВЕСТКА
– ТОО «КЭЦ» является энергоснабжающей организацией, количество потребителей составляет 7 167 юридических лиц и 210 421 – физических. Услуги по энергоснабжению в соответствии с действующим законодательством относятся к общественно-значимым и регулируются государством, то есть тариф применяется после согласования с уполномоченным органом ДКРЕМ. Цена на электрическую энергию формируется, исходя из стоимости самой энергии, тарифов на передачу и распределение по сетям регионального и межрегионального уровня, а также снабженческой надбавке. Наше предприятие подает заявку на повышение среднеотпускной цены энергии. Сложилась следующая структура стоимости подаваемой нами энергии: покупка электроэнергии – 11,29 тенге, или 37,2%. Выплаты РФЦ на поддержку ВИЭ – 1,13 тенге, или 3,7%. Услуги по передаче электроэнергии – 16,14 тенге, или 53,2%. Снабженческая надбавка (затраты на оплату труда, сырьё и материалы, услуги сторонним организациям, процент овердрафта, аренды и прочее) и возмещение недополученного дохода – 1,79 тенге, или 5,9%. В итоге планируемый тариф – 30,36 тенге, – пояснила на общественных слушаниях руководитель ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева.
Одной из основных причин роста цены является повышение стоимости покупки электроэнергии, а также тарифов на передачу распределению электрической энергии по сетям.
– Для осуществления передачи электроэнергии до конечного потребителя задействованы электрические сети передающих компаний. Мы, как снабжающая организация, иметь свои не имеем права. В связи с чем ТОО «КЭЦ» заключает договоры на транспортировку электроэнергии с энергопередающими компаниями сети, которые идут до наших потребителей, – отметила Ускенбаева. – Также с 1 июля 2023 года в Казахстане начала действовать модель централизованной покупки и продажи электрической энергии. В связи с этим у нас появились дополнительные затраты на покрытие дисбаланса, в результате чего цена одного киловатт-час электроэнергии, опять увеличилась.
В КЭЦ говорят о том, что население относительно других потребителей платит самую низкую цену.
– С 2019 года тариф для населения увеличился на 23%, хотя среднеотпускной, а это и есть себестоимость электроэнергии, за этот период вырос на 36%. Вся нагрузка по росту тарифа ложится на юридические лица и бюджетные организации. Так, юрлица стали платить за свет на 43% больше, а бюджетники – на 144%. Какой будет конечный тариф по группам потребителей? Это компетенция уполномоченного органа (ДКРЕМ), поэтому конечные цифры будут известены после рассмотрения нашей заявки, – сказала руководитель ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева.
Вот примерный вариант того, как повышение тарифа отразится на бюджете среднестатистической семьи.
Фактическое потребление электроэнергии прошлого года показывало, что средний чек, то есть среднее потребление семьи из четырех человек, 149 кВт часов. При повышении тарифа для физических лиц, не использующих электроплиты, относительно отпускного тарифа произойдет на 22%. Следовательно, оплата повысится на 642 тенге в месяц.
ВОПРОСЫ
Выслушав доклад руководителя «КЭЦ», депутат облмаслихата Александра Сергазинова высказалась по поводу зарплат на предприятии.
– Вы всегда говорите о том, что в тарифе закладываете расходы на повышение зарплаты людям. А можно узнать, какая максимальная зарплата со всеми доплатами и премиями у руководящего состава «КЭЦ»? – обратилась депутат к Ускенбаевой.
– В снабженческой надбавке утверждается фонд оплаты труда. Фактическая численность работников умножается на среднюю зарплату по статистическим данным, она по итогу прошлого года составила 186 000 тенге в нашей отрасли, но фактическая по нашему предприятию – 142 000 тенге, – ответила руководитель ТОО «КЭЦ».
– Вы получаете 142 000 тенге? Тогда расскажите, пожалуйста, сколько человек из руководящего состава вашего предприятия попутно получают зарплату в ТОО «ЭПК-форфайт» и «МРЭТ», занимая должности и там? – акцентировала Сергазинова.
– У нас нет таких, – с удивлением сказала Анаргуль Ускенбаева.
– Плохо, что не владеете такой информацией. Тогда вопрос к ДКРЕМ. Насколько мне известно, заявки предприятий на повышение тарифа должны быть опубликованы в открытом доступе вместе с зарплатами сотрудников? – продолжила Сергазинова.
– Заявка поступила к нам по базе «Монополист», она в открытом доступе. Все желающие могут зайти и посмотреть подробности. Заработную плату всех субъектов естественных монополий мы знаем, сколько получают и руководители, и учредители тоже. Однако это персональные данные, – сказал специалист департамента по регулированию естественных монополий Костанайской области Илияс Елемисов.
Депутат возразила.
– Извините, почему зарплата руководителя ТОО «КЭЦ», которая оплачивается из моего кармана, тайна? Я знаю, что у руководства зарплата в 15 раз больше, чем у простого электромонтера. Если идет речь о повышении зарплаты только энергетикам, обычным рабочим, я согласна, повышайте сколько хотите, но когда это делается только для руководства, плюс доплаты и премии – это, знаете, сверхнаглость. До коли это будет продолжаться? – вопрошает Александра Сергазинова.
Дело в том, что уполномоченный орган утверждает фонд оплаты труда в соответствии с фактической численностью работников, то есть в ТОО «КЭЦ» он составляет 390 млн тенге, штат – 241 человек и среднемесячная заработная плата в районе 130 000 тенге.
– Кому и какая зарплата выплачивается, мы не контролируем, есть только сноска о том, что разница между самым низкооплачиваемым сотрудником и руководством не превышала 15-кратный размер. В КЭЦ она не превышает планки в 1 млн 700 тысяч тенге, – сказал Елемисов.
– Если бы они сами зарабатывали – не проблема, но это не должно ложиться на плечи потребителя, – выступил член Общественного совета Костанайской области Андрей Коваль. – Знаете, информации об общественных слушаниях нет на сайте организации ТОО «КЭЦ», которая его проводит, так что о какой публичности мы говорим, пришел один гражданский человек. Интересы вашей организации или каких-то других монополистов, безусловно, важны. Но кто здесь представляет население? От введения единого закупщика потребители не увидели какой-то пользы для себя, цены продолжают расти. А между тем было поручение президента – тарифы держать под контролем.
– Последние годы Казахстан испытывает большой дефицит электроэнергии. Вы помните были и майнеры, случались веерные отключения, мы, как снабжающая организация, сами столкнулись со сложным положением. Я так понимаю, что после этого министерство и решило ввести единого закупщика. В итоге цена подросла, потому что закупщик приобретает дефицитную энергию, допустим, у России, там она дороже, вот и складывается такая стоимость. Это цена рынка, мы ничего не придумываем, – говорит Ускенбаева.
Андрей Коваль высказал предложение, которое по его мнению уменьшит тариф.
– Необходим очень четкий и предметный контроль над посредниками, которые съедают 50% тарифа, вплоть до того, что забирать у них эту собственность и передавать одному оператору, как это и прозвучало в послании президента РК. Мы будем обсуждать этот вопрос с депутатами, – высказался Коваль.
Заявка о повышении тарифа ТОО «КЭЦ» еще рассматривается. Его, к слову, могут вовсе не поднять или одобрить прошение частично.
Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77