Социум

«За три года казахстанцы в среднем стали потреблять в три раза больше трафика» – Beeline Казахстан

Когда Костанайская область будет на 100% обеспечена мобильным интернетом? Почему дорожает связь? Когда в Казахстане появится 5G? Обо всем этом «НК» поговорил с главным исполнительным директором Beeline Казахстан Евгением Настрадиным

Интернет сегодня стал не просто инструментом для развлечения, он превратился в настоящую базовую потребность. Согласно исследованиям, проведенным в США и Великобритании, более 30% опрошенных готовы отказаться от прочно вошедших в их жизнь вещей, к примеру, автомобиля и утреннего душа ради мобильного интернета. Плохо ли это? Вряд ли. Исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин считает, что это показатель развитости общества: работа, обучение и даже путешествие онлайн открывают для нас новые возможности. Тому, чтобы интернет был сегодня и в отдаленных селах, способствуют и государство, и совместные усилия операторов связи, в том числе и Beeline.

– Расскажите о программе «250+», которая сегодня реализуется в Казахстане. В чем ее суть?

– В начале прошлого года мы подписали меморандум с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о том, что покроем мобильным интернетом маленькие населенные пункты. Это совместный с государством проект, потому что с коммерческой точки зрения строительство вышек связи низкорентабельно: стоимость одной башни со всем оборудованием с подключением к электричеству обходится до 100 млн тенге. Если в населенном пункте живет 200-300 человек и все будут нашими абонентами, срок окупаемости все равно огромный. Но интернет нужен везде, поэтому был принят закон, который часть налогов целевым образом направляет на строительство базовых станций в удаленных районах. И это самый прогрессивный подход, способствующий устранению цифрового неравенства. Вторая уникальность этого проекта – все конкуренты подписали договор о совместном использовании сетей. Три оператора поделили страну между собой, а именно около 1000 населенных пунктов, и договорились, что каждый строит на своей части и включает интернет не только для себя, но и для абонентов конкурентов.

В прошлом году в Костанайской области мы запустили 15 базовых станций, на сегодня их уже 28. До конца года построим базовые станции еще в 29 сельских населенных пунктах. Недавно Beeline подключил к связи и интернету села Абай и Талапкер в Костанайском, Суворово в Узункольском, Акшыганак в Джангельдинском и Сатай в Амангельдинском районах. В ближайших планах – еще пять сел в Костанайском районе, три в Федоровском, два в Амангельдинском и Алтынсаринском и т.д. Сейчас в области мобильной связью охвачено более 95% населения, а мобильным интернетом – 90%. До конца года уровень охвата еще повысится. Кроме того, мы решили не ограничиваться селами, которые вошли в проект «250+», а будем улучшать сеть и в других населенных пунктах по собственной программе.

– Были ли у вас проблемы при строительстве башен?

– Да, не везде есть возможность подключиться к электричеству, который нужен для питания базовой станции. Мы можем построиться, но, если нам не дадут энерговвод, базовая станция не будет работать. Вторая проблема – радиофобия. Те, кто подвержен влиянию слухов и непроверенной информации, боятся жить рядом с базовыми станциями, не дают согласия на их строительство, а в некоторых случаях требуют демонтировать уже работающие антенны. Потом сами же возмущаются: почему нет связи?!

Особенно радиофобия вредит в городах. В связи с ростом населения и ростом трафика, нужны дополнительные антенны для поддержания высокой скорости интернета. Однако если хотя бы один житель отказывается, чтоб напротив его дома стояла базовая станция, мы вынуждены ее демонтировать согласно закону. Мы каждый месяц убираем десятки станций, и люди остаются без интернета. Я обычно шучу, что настоящий радиофоб должен бояться не наличия антенны рядом, а ее отсутствия.

Если базовая станция близко, телефон излучает низкий уровень сигнала. Но когда башня, наоборот, далеко, уровень сигнала от телефона повышается. Поэтому скорее нужно переживать, если базовой станции вблизи нет.

– Часто люди недоумевают, что стоимость интернета повышается, а никаких новых «плюшек» они не получают. Почему все-таки мобильная связь становится дороже?

– Цена напрямую связана с себестоимостью содержания инфраструктуры мобильного оператора. Представьте, что вы купили одежду ребенку, а через год он из нее вырос. Это ведь нормально? То же самое и с мобильным интернетом: за год трафик мобильного интернета вырос на 61%. Еще три года назад казахстанец в среднем потреблял 5 Гб трафика в месяц, сегодня эта цифра выросла до 14 Гб. Сеть растет и географически за счет охвата, и в емкости, то есть за счет потребления. На сети Beeline сейчас работает 450 тыс. элементов. В год мы докупаем по 100 тысяч – добавляем или меняем их, чтобы поддерживать нормальную работу сети при увеличивающихся нагрузках. Только в этом году мы потратили более 10 млрд тенге на модернизацию оборудования. Мы всегда будем расширять сеть и инвестировать в рост трафика, потому что клиенты будут потреблять все больше и больше. Это неизбежно.

Еще один пример: в 2016 году мы запустили в Костанае 4G интернет. В первый день работы, когда сеть была пустая, его скорость была 35 Мб/сек. Например, для просмотра видео на Youtube достаточно 2,5 Мб/сек, для просмотра ролика в качестве HD – 5-8 Мб/сек. Пять лет спустя скорость при загруженной сети выросла уже до 92 Мб/сек. Объем трафика вырос на 1300%, но мы построили много базовых станций и включили дополнительные частоты, чтобы увеличить скорость интернета даже при таком взрывном росте потребления.

Таким образом, основная причина подорожания – рост потребления трафика.

Еще одна причина – в этом году поставщики электроэнергии подняли цену от 15 до 20%. В телеком-индустрии затраты на электроэнергию весьма значительны, ведь станции всегда под напряжением.

Следующий момент – в Казахстане антенны не продаются, мы их покупаем в Европе и Китае в твердой валюте.

Все это сказывается на стоимости тарифов. И при этом Казахстан занимает 5 место с конца по стоимости мобильного интернета в мире. Я сравнивал цены и качество во многих странах и хочу сказать, что у нас достойная скорость интернета по доступной цене.

– Когда в Казахстане появится 5G?

– В этом вопросе есть несколько противоречий, которые мы пока не знаем, как разрешить.

Первое – это контент для 5G. Для чего обычным пользователям нужна огромная скорость загрузки? Для облачного гейминга и виртуальной и дополненной реальности? Но этого мало и не все этим пользуются. И в рамках 4G можно спокойно играть в онлайн-игры.

5G сейчас может понадобиться большим корпорациям, но запросов при этом нет.
Второй барьер – частоты. Чтобы из 4G сделать 5G, нужен другой диапазон частот.

Частоты – это ограниченный натуральный ресурс. Регулятор сейчас занимается расчисткой нужного диапазона и этот процесс займет некоторое время.

Третья дилемма – стоимость для потребителя, которая будет зависеть от скорости: чем она выше, тем больше «улетает» трафика. Если вы смотрите фильм онлайн при скорости 5 Мб/сек, трафик у вас расходуется медленнее, чем при скорости 50 Мб/сек. Если YouTube «видит», что сеть имеет потенциал повысить скорость, он автоматически повышает качество до HD.

Глаз на маленьком экране не ощущает особой разницы в картинке, а потребление трафика растет. И выходит, что если раньше 10 Гб хватало на месяц, то с 5G их хватит лишь на несколько дней. Мы готовы за это платить?

Кроме того, чем выше диапазон частот, тем больше надо станций: если для 4G нужна одна антенна на 500 метров, то для 5G – 4-6 антенн. То есть затрат на инфраструктуру будет гораздо больше, и это отразится на тарифах.

– Так куда операторам нужно инвестировать сейчас – в 4G или 5G?

– Мое мнение – сейчас гораздо важнее инвестировать в 4G и покрытие всей страны. Пусть высокоскоростным интернетом будет охвачена вся страна, все трассы и поселки.

Справка: Beeline – крупнейший операторов сотовой связи и мобильного интернета в Казахстане. Только в Костанайской области у него свыше 468 тыс. абонентов.
Сегодня Beeline вырос из просто оператора до IT-компании, которая создает свои собственные приложения. Самое известное – My Beeline – превратилось в super app с возможностью не только пополнять баланс и менять тарифы. Здесь можно купить новый телефон, оплатить коммуналку, поиграть в игры и т.д.

Громкая новинка от Beeline – приложение Simplу. Это первый необанк в Казахстане, который предоставляет своим клиентам возможность получать кэшбек при покупках 1,5% и привязывать к карте свой мобильный баланс. Спустя два месяца после запуска Simplу уже имеет более 400 тысяч скачиваний и входит в ТОП-3 в App Store по количеству скачиваний.

Чтобы узнать подробнее об услугах и возможностях Beeline, костанайцы могут прийти в новый офис по ул. Баймагамбетова, 88.


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77