Взаимодействие госаппарата и общественности – залог развития нашей страны
Именно такого мнения придерживается доцент КРУ им. А. Байтурсынова, кандидат исторических наук Серикжан Исмаилов.
Эта же мысль красной нитью проходит по всему Посланию главы государства Касым-Жомарта Токаева. 16 марта он выступил с обращением к народу, многие восприняли инициативы Президента положительно.
Корреспонденты «НК» побеседовали с преподавателем КРУ им. А. Байтурсынова Серикжаном Исмаиловым и узнали, какие пункты из Послания Президента РК он выделил для себя, считает ли их действенными, и попросили разъяснить Послание для читателей. Повествование пойдет от первого лица.
НОВАЯ ЖИЗНЬ…
Думаю, что в своем обращении Президент постарался обозначить все проблемные вопросы, которые существуют в нашем обществе и государстве. Он определил выверенную траекторию дальнейшего развития страны. Большинство казахстанцев, насколько я понял из личных впечатлений и разговоров с людьми, восприняли эти тезисы положительно. Но ждать каких-то моментальных изменений не стоит, для того чтобы изжить все накопленные за много лет проблемы, нужен не год и не два. Оценивая работу Токаева в должности, а он уже три года является Президентом, можно увидеть, что он привык действовать не наобум, принимая быстрые решения, а наоборот, обдумывать каждый шаг. Несмотря на это, ошибки будут все равно, но как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.
Критика со стороны народа уже есть, но это нормальное явление. Токаев и ведет к тому, чтобы жители страны оценивали работу чиновников и власти, а последние прислушивались к ней. В Казахстане есть определенная здравомыслящая часть общества, которая не просто критикует, а что-то предлагает. С ними нужно советоваться властям и чиновникам разного уровня. Таким образом многие проблемы мы решим достаточно быстро.
В последние годы общество стало все больше оживать, многие стараются выразить свое мнение в социальных сетях, мы живем в такое время, когда просто зайдя в Instagram акима города или области, в комментариях можно прочитать все проблемные вопросы. Конечно, Президент за всем этим не уследит. У нас долгое время в Казахстане существовала такая практика, когда чиновники давали те данные, которые хотел видеть начальник. А в реальности все было совсем по-другому. Перед населением такой номер уже не пройдет, поэтому чиновники должны понять, что убегать от проблем не нужно. Прежде всего они работают для народа, а не для отчетов.
Когда спорные вопросы умалчиваются, ничего хорошего не получается, рано или поздно это вылезет наружу. Что и случилось в начале года.
ЯНВАРСКИЕ СОБЫТИЯ
Президент сообщил, что сейчас по поводу ситуации, произошедшей в стране в январе, идет множество следственных мероприятий, некоторые даже в СМИ не освещаются из-за их секретности. Когда начнутся открытые судебные процессы, тогда мы увидим более полную картину.
По словам Токаева, имеет место быть заговор с целью проведения госпереворота. Я думаю, что нужно отдать должное нашему Президенту, и это не просто красивые слова, он оставался в стране и не бросил граждан. Можно сказать, что практически весь силовой блок не справился со своими полномочиями, чтобы не допустить перехода мирных митингов в то, что мы имели.
Конечно, народ, который выходил на шествия, в большинстве – мирные жители, они не ставили перед собой цели свержения власти и не планировали совершать мародерства. Люди просто хотели выразить свое мнение по тем процессам, которые происходили в стране. Но в толпе появились те, кто решил воспользоваться ситуацией.
Честно сказать, я не ожидал, что кто-то в Костанае выйдет на митинг, говорят, что в них участвовало более тысячи человек.
Наверное, на настроение людей еще наложила отпечаток пандемия, повсеместные ограничения накалили обстановку. Еще один пункт, который сыграл свою роль – неслышащее государство и недоступность чиновников для граждан.
ГОССЛУЖАЩИЕ И НАРОД
Последние годы люди не могли попасть на приемы к госслужащим разного уровня, а если и удавалось, говорить с народом не особо хотели.
Президент поручил возобновить встречи акимов с населением. И это должны быть не постановки, где аким докладывает о проделанной работе по листочку и отвечает на заготовленные вопросы, а нормальный, продуктивный диалог.
Госслужащие должны научиться разговаривать с населением, правильно доносить информацию, быть открытыми.
Для примера вспомните самый часто задаваемый вопрос нашими горожанами: почему в Костанае от снега чистят только центр? Отдел ЖКХ всегда обходит эту тему. Никто ни разу не вышел и не сказал людям простую и понятную информацию: центр чистят, потому что здесь насыщенное движение людей и машин. Жители районов приезжают именно в центр Костаная, чтобы решить свои вопросы, потому что все административные учреждения находятся именно тут.
Вести диалог с народом – это искусство, которое приходит с опытом. Если чиновник хочет работать на большой должности, с хорошим окладом – пусть учится разговаривать с людьми, это его прямая обязанность. А в нашей стране госслужба почему-то стала способом пиара и самопродвижения, некоторые идут туда только ради выгоды, забывая от ответственности и обязательствах перед народом.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ПАРТИИ
Увеличить серьезность занимаемых должностей должна еще одна мера, о которой рассказал Касым-Жомарт Токаев. Децентрализация и переход от суперпрезидентского к президентско-парламентскому государственному управлению. Что это значит и как отразится на Казахстане?
Одна из самых распространенных форм правления в мире – это президентская. Глава государства определяет всю внутреннюю и внешнюю политику.
Если говорить о Казахстане, то у нас данная форма переросла в суперпрезидентскую. Когда ни одна из трех ветвей власти: законодательная, судебная и исполнительная не может принимать решения сама, без одобрения главы. Президент, в свою очередь, имеет огромное количество полномочий, с которыми просто физически не справиться.
Теперь Токаев хочет многочисленные полномочия распределить, как это и положено. От одного человека не должна зависеть судьба целого государства. Те же январские события показали, что лишь Президент пытался что-то сделать и предлагал какие-то действия, от других ветвей власти – молчок. При правильном распределении обязанностей будет меньше проблем. Принимая решения, люди задумаются об ответственности, которая на них лежит. А проблемные вопросы населения до всех ветвей власти донесут партии, для которых создается свободная политическая конкуренция.
Честно сказать, сейчас казахстанский Парламент у нас марионеточный, все что предлагается, депутаты всегда воспринимают положительно, никто против не высказывается. Это настораживает, потому что складывается такое ощущение, что мы возвращаемся в советскую эпоху, все что сказал президент – это истина. А ведь парламент сидит не для того, чтобы все одобрять.
Даже реформы в партии «Нур Отан», которую переименовали в «Аманат», это попытка Токаева встряхнуть депутатов, чтобы они стали более эффективными. Многие партийцы говорят: «мы построили дома, школы, ввели садики», но ведь это сделали не партии, а государство на народные деньги. Кичиться этим и записывать на свой счет не стоит.
Возможно, у нас когда-то будет такая система, как в странах с классической демократией, таких как Англия, США, где существуют 2-3 основные партии. И для этого нам нужно больше политических сил, чтобы все слои населения получили в них отклик. Чем больше партий – тем больше мнений. Пусть депутаты воюют на трибуне парламента между собой и выявляют противоречия народа, чем случатся митинги, где люди захотят достучаться до истины.
ДАЕШЬ ТУРГАЙСКУЮ ОБЛАСТЬ!
Когда Токаев объявлял о выделении из Карагандинской области Улытаускую, а из Восточно-Казахстанской – Абайскую и разделении Алматинской области на Жетысускую и Алматинскую с административными центрами в Талдыкоргане и Капшагае, я сразу подумал о том, что жители нашего региона тоже захотят изменений. И начнут говорить о том, что нужна Тургайская область. Не хочу никого обидеть, но надо понимать, что для создания нового региона и центра для него необходимо не только желание Президента или еще кого-то. А объективные социально-экономические, демографические и другие аспекты. Насколько такое решение будет оправданно? Что эта область сможет дать Казахстану?
Те регионы, что выделил Токаев, когда-то имели огромный экономический, промышленный и демографический потенциал, но, когда их решили областного статуса, туда перестали направлять средства. Люди начали уезжать, производства закрывать, бизнесу стало невыгодно там базироваться. Теперь благодаря дополнительной подпитке они снова начнут развиваться и будут вносить лепту в развитие всего Казахстана.
Дилемма, конечно, остается. В новых областях понадобятся руководители, госаппарат расширится. Но я считаю, что пандемия показала, что многими процессами можно управлять онлайн, для этого у нас цифровизация и реализуется, нужно ею пользоваться.
Полина ШКАРУБО,
фото Владислава ВЫСОЦКОГО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77