Новость хорошая, однако есть одно но. Здание находится в списке архитектурных и градостроительных памятников областного центра. В Центре исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия областного управления культуры переживают, как бы после проведения работ оно не утратило свою ценность
Железнодорожный вокзал является средоточием железнодорожного узла и композиционным акцентом ансамбля привокзальной площади. Авторы проекта – архитекторы В. Батырев, А. Сухорукова, инженер Ж. Самсонова. Вокзал построен в 1974 году на месте старого. Проект разработан институтом «Мосгипротранс», строители – «Казахтранстехмонтаж», управление «Магнитогорстрой», Минтрансстрой СССР и др. За проектирование и строительство Кустанайского железнодорожного вокзала коллектив архитекторов, инженеров и строителей в 1978 году был удостоен премии Совета Министров СССР.
– Новое рождение пережил вокзал в начале ХХІ века. Реконструкция осовременила его облик, сохранив наиболее примечательные особенности. Здание ориентировано на основную магистраль города – проспект Аль–Фараби, выходящее под углом на привокзальную площадь, и является ее композиционным завершением. Это вытянутое по оси трехэтажное, железобетонное сооружение. Подступ к нему не осложнен лестницами или газонами за счет сплошной отмостки асфальтом. Основной южный фасад и главный вход ориентированы на проспект Аль–Фараби. Главный вход перекрыт мощным железобетонным козырьком с консольным вылетом в 15 метров, – говорится в документации, прилагаемой к памятнику архитектуры.
Менять внешний облик здания нельзя. Ремонтировать тоже, правильнее здесь использовать глагол – реставрировать. А для этого необходимо разработать научно-проектную документацию. Стоит она немалых денег, да и провести такое исследование в полном объеме могут лишь лицензированные организации, имеющие в штате архитекторов и историков. Таковых в Костанайской области нет в принципе, да и в Казахстане их можно по пальцам пересчитать. Сами научно-реставрационные работы зачастую проводятся за счет пользователей, собственников, иногда с выделением средств из госбюджета или на деньги меценатов. Но не каждый собственник потянет такого рода работы. Дело не только дорогостоящее, но и канительное.
– В ноябре прошлого года мы узнали, что железнодорожный вокзал хотят отремонтировать. Во время приезда в город министра транспорта РК руководство вокзала говорило, что они уже разрабатывают ПСД капремонта, планируют отремонтировать кровлю, фасад, лестничные площадки, инженерные и слаботочные системы, а также три пассажирские платформы с установкой и заменой осветительных систем. Формулировка ПСД нас сразу насторожила, потому что здесь нужна НПД, и никто о проведении работ нас не предупреждал. Мы направили в адрес железнодорожного вокзала письмо с рекомендацией, чего делать не стоит, – говорят в Центре исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия областного управления культуры.
Корреспонденты «НК» связались с заместителем директора Костанайского отделения магистральной сети по вокзальному хозяйству Нурланом Байганиным и попросили разъяснить ситуацию.
– Ремонт хотели провести в 2025-2026 годах, пока что это перспектива. Министру мы говорили не только о костанайском вокзале, но и еще о пяти областных. Зданиям обновление действительно необходимо, деньги обещали выделить из республиканского бюджета, но пока молчат. Если финансы появятся, мы, конечно, прислушаемся к рекомендациям по поводу сохранения памятника, – сказал Байганин.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77