Костанай и костанайцы

Жизнь длиной в 1520 миллиметров

Ермек Темирбаев о строительстве Независимости и людях, с которыми он делил свой путь

Его дом находится в Алматы, но все больше времени бывший директор Костанайского отделения железной дороги, в начале 90-х годов работавший в первом составе Министерства транспорта РК, проводит на родине.

На интервью с «НК» Ермек Темирбаев приехал из Аулиекольского района и сразу уточнил: эту беседу он посвящает людям, которые 30 лет назад вершили историю.

– Ермек Балтабекович, у вас очень символичная фамилия, которая словно предопределила вашу судьбу.

– Мне часто задают вопрос, не родственники ли мы с Героем Советского Союза Сейтханом Темирбаевым? Нет, однофамильцы. А насчет предназначений… Я родился в семье железнодорожников. Родители и братья работали на железной дороге, а сестра до сих пор трудится в транспортной инспекции. А я грезил о самолетах, и это была особая мечта. Я готовился, физически развивался, но в 17 лет врачи обнаружили болезнь, связанную с сердцем, и отрезали мне путь к авиации.

– С самолетами не получилось, и вы пошли на железную дорогу?

– В железнодорожный институт в Ленинграде я не прошел по конкурсу, поэтому вначале работал – был монтером пути, обдувал заснеженные стрелочные переводы. У меня до сих пор есть удостоверение компрессорщика III разряда. Институт я все же окончил, потом вернулся на родное предприятие дорожным мастером, начальником техотдела. В то время я мечтал о художественном кино, и достаточно серьезно: писал сценарии, встречался с Никитой Михалковым, ездил по разным киностудиям, но все это ушло, как только отец умер. После этого несколько лет продвигался по партийной линии, чтобы снова вернуться на железную дорогу. Очень повезло, что у нас был такой корифей, такая уникальнейшая личность, как Бертран Иосифович Рубинштейн – первый начальник Костанайского отделения железной дороги и единственный человек, бессменно возглавлявший отделение 33 года. Я работал у него заместителем. А здесь как раз Независимость Казахстана, и наш Елбасы, конечно, искал профессионалов, патриотов, которые начали бы создавать самостоятельное государство.

– Один из таких патриотов – Исингарин, первый министр транспорта Казахстана?

– С теплотой вспоминаю Нигматжана Кабатаевича. Я проработал под его началом несколько лет и уверен, что это человек, отмеченный богом, а его способности в части воли, дальновидности, широты взгляда уникальны. Он был приглашен заместителем министра путей сообщения СССР и, по сути, стал вторым после Турара Рыскулова государственным деятелем-казахом в истории, который так высоко поднялся во властных структурах советского периода. К слову, Нигматжан Кабатаевич – наш земляк. Он родился на Урале, но все его детство прошло в Семиозерном (ныне – Аулиекольском) районе.

– Вы пришли в министерство весной 1992 года, независимому Казахстану тогда было всего несколько месяцев. Как работалось в тот период?

– Мы тогда не до конца понимали свой функционал, и только благодаря опыту Исингарина начали осознавать, что задача Министерства – не просто оперативно руководить, быть начальниками над железными дорогами. Надо было разрабатывать новые законодательные акты и осмыслить, как будет работать весь комплекс обеспечения суверенитета Казахстана. Все же раньше через Москву решалось, а здесь – самостоятельность. Нигматжану Кабатаевичу предстояло объединить в одно министерство железные дороги, автомобильный транспорт, авиацию. При этом, если говорить о железнодорожном секторе, нужно было разделить с соседними странами систему диспетчеризации, материально-технического снабжения, весь парк вагонов, определить, как движение будет управляться на стыках. А еще предстояло соединить запад с востоком, потому что вся железнодорожная инфраструктура до этого строилась с юга на север. Оттуда шли потоки: зерно, руда, нефть.

Помню, как уже позже по поручению Исингарина мы с коллегой – заместителем министра Галымом Оразбаковым писали проект постановления о ликвидации трех дорог и создании РГП «Қазақстан темір жолы» – сейчас это национальная компания. После Исингарина пришел Юрий Лавриненко. Мы к этому времени переехали в Акмолу, создавался новый коллектив, и Лавриненко поставил задачу: взять к себе ребят-железнодорожников и выпестовать из них профессионалов. Мне он доверил молодого специалиста Каната Альмагамбетова, сейчас это первый заместитель председателя правления АО «НК «КТЖ». А позже и меня перевели в «Қазақстан темір жолы».

Тогда, в первые годы, было тяжело: по восемь-девять месяцев не выплачивали зарплаты, практиковалась выдача продуктов и товаров по талонам. И многое ведь зависело от мудрости людей. До сих пор помню, что по этому поводу говорила бабушка из нашего рода, когда все вокруг жаловались: «Ну, ничего, сообща все вместе переживем».

– Какое наследство досталось вам после развала Союза?

– Это, например, пассажирские вагоны. Их было передано малое количество – всего 2,5 тысячи. Тогда правительство брало у Германии кредиты, чтобы приобретать немецкие вагоны. Помню, завершался срок кредитования, и представители банка уже должны были улетать. А у нас отсутствовала правительственная гарантия, которую помимо Премьер-министра подписывает министр юстиции. А он как раз тогда уехал на похороны в Тарановский район. Тогда я подошел к Исингарину, взял у него «вездеходик» – бронь на авиарейс и срочно вылетел в Кустанай. На похоронах отозвал министра, объяснил ситуацию, и он подписал гарантию прямо на капоте «Волги». Так и работали.

– Как обстояло дело с грузовыми вагонами?

– В первую очередь, нужно было поэтапно расширять спектр услуг наших ремонтных депо, чтобы они могли делать капитальные ремонты. А своих производств у нас не было, вагоны заказывали в России, Украине. Правда, все же предпринималось несколько попыток. В Аральске работал завод по ремонту судов, и когда море ушло, люди остались ни с чем. На заводе была возможность работать с металлом, и мы предложили изготавливать поддоны для вагонов. Потом производство реформировалось, но несколько лет заводчане были обеспечены работой.

– Недавно на презентации сервисного центра «Костанай-Герат» вы рассказали историю о том, как с легкой руки Рубинштейна в Казахстане появилось такое понятие как департамент…

– Как-то Исингарин собрал начальников трех дорог, 15 руководителей отделений и стал советоваться, какой орган создать в составе министерства. Управления уже были, а отделы бы принизили роль министерства. Тогда наш мудрейший Рубинштейн встал и сказал: «В России до советского периода были департаменты. Почему бы не назвать именно так?». Нигматжан Кабатаевич поддержал эту идею. А я тогда стал первым заместителем руководителя Департамента железнодорожного транспорта.

– Уже спустя много лет вы вернулись на родину и проработали в Костанайском отделении почти 10 лет…

– Это был интереснейший период. Нашей команде повезло: началось строительство пути «Аркалык-Шубарколь», завершалось возведение нового хода на запад, а главное, благодаря Аскару Мамину, который в то время руководил КТЖ, была закончена электрификация пути от станции Железорудной до Костаная. В этот период мы активно развивали социальную сферу, помогали ветеранам, открыли мечеть на станции Тобол.

– Если говорить о современной железной дороге…

– Здорово, что у нас появились первые частные перевозчики, это очень смелый шаг. Безопасность, конечно, прежде всего, но если рассматривать такой аспект как эффективность менеджеров, то в нацкомпании они не обременены, так скажем, ответственностью. Важно понимать: я за то, чтобы государство сохранило за собой инфраструктуру, чтобы поддерживало ее состояние на современном технологическом уровне. А остальное пусть будет рыночным. Тем более что всегда есть возможность вернуть сферу государству, как это однажды уже было сделано в Англии.

– О чем сегодня мечтает Ермек Темирбаев?

– Я исхожу из очень простого принципа: жизнь, ее основная, активная часть прошла. Оставшиеся годы ведь пролетят очень быстро, поэтому хочу посвятить их близким людям и осуществлению мечты. Хочу больше путешествовать: посетить самую южную, северную, западную и восточную точки Казахстана. У нас много уникальных уголков, особенно мне интересен запад страны, Устюрт. В мае, например, очень хороши степи Торгая. Вот бы остановиться там на месяц, рыбачить, пить кумыс, ездить на лошадях. И созерцать. А если что-то придет – написать повесть или эссе.
Как в шутку говорят железнодорожники, наша жизнь умещается в 1520 миллиметров, это ширина колеи. И у нас во многом она, действительно, прошла в этой колее. А ведь вокруг столько удивительного! Просто нужно стремиться пропускать жизнь через себя, наслаждаться, созерцать. На каждом этапе человек должен останавливаться, оглядываться, вспоминать и благодарить тех людей, которые разделяли с ним путь.

– Мудрые слова, Ермек Балтабекович, спасибо за интересную беседу!

Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77