Костанай и костанайцы

Жизнь или выживание?

С каждым годом все больше людей остаются зимовать на дачах

Главная причина – разница в стоимости жилья в Костанае и за городом.

Еще лет десять назад все гнались за городской жизнью, теперь же многие либо возвращаются обратно в деревни, либо находят альтернативу в дачных поселках. Причем большинство горе-переселенцев вынуждено прибегнуть к таким мерам. Мечты о большом заработке, комфортабельном жилье, собственном транспорте – для них так и остались грезами…

В Костанае насчитывается 21 садовое общество. Основной наплыв в дачные селения наблюдается в теплое время года – дела огородные, отдых… К осени же людей на дачах становится в разы меньше. По крайней мере, так было раньше. Но в последние годы многие семьи остаются на зимовку, другие и вовсе перебираются туда насовсем. Только в этом году зимовать на дачах остались 400 семей. Не пугают людей ни дожди, ни грязь, ни бураны, да и глушь селения в целом.

Чтобы выяснить, почему люди массово переезжают на дачи, корреспонденты «НК» отправились в рейд.

Ранним утром, когда на улицах еще светили фонари, а людей на тротуарах практически не было, мы уже колесили в сторону северной части города. Именно на дачах в этом районе проживает наибольшее количество семей. Первых дачников мы встретили на автобусной остановке. Все они, переступая с ноги на ногу и стуча зубами, ждали один единственный автобус.

Одна из местных жительниц Ольга Ефимова живет вместе с семьей на даче уже пять лет. По словам женщины, будь у нее в Костанае квартира или дом, она не задумываясь выбрала бы город. Все же никакая природа не заменит человеку тепло и комфорт.

– Мы здесь круглый год. В городе дорого снимать жилье, поэтому решили купить дачный участок. Теперь потихоньку строимся. В этом году мы сделали паровое отопление, до этого обогревались буржуйкой. На 45 тысяч тенге купили три тонны угля. В городе на эти деньги мы не смогли бы и за аренду заплатить, не говоря уже о коммунальных услугах, – считает Ольга Ефимова. – Я работаю в городе в швейном ателье. В Костанай ездим на перекладных. Зимой у нас ходит только «восьмерка». Летом добавляют один автобус, но он сезонный. Есть еще джамбульский 107-й, но на него мы не попадаем. С наступлением заморозков, на остановках стоим минут по 15, а то и по полчаса.

Чтобы дойти до остановки, в среднем люди, живущие на дачах, тратят около 20 минут, затем ожидание автобуса и сам путь. В общей сложности, чтобы добраться от дома до работы, уходит час-полтора. На дачах народ просыпается рано, в семь часов утра свет горит почти в каждом жилом доме.

Изначально дачные домики строились, как времянки. Они не приспособлены для проживания в холодное время года. Но многие так же, как и семья Ефимовых, проводят паровое отопление или греются около буржуек. Ведь уголь – удовольствие не из дешевых. Средняя цена за одну тонну Шубаркульского – 15-16 тысяч тенге, Каражыры – 14 тысяч, а Богатыря в районе 10-11 тысяч тенге. Один кубометр дров стоит порядка четырех-пяти тысяч тенге, плюс ко всему доставка оплачивается отдельно.

По факту, печки и буржуйки в таких домиках – это нарушение пожарной безопасности. В январе уходящего года все дачи приравняли к жилым домам. В связи с этим в сообщества регулярно приезжают сотрудники ДЧС с обходами.

– Мы раздаем листовки, даем рекомендации. Проверять мы не имеем права, так как это жилой фонд, – рассказывает пресс-секретарь ДЧС Костанайской области Валихан Дусанов. – По правилам пожарной безопасности, дачи не соответствуют нормам. Всего в области на дачах в зимнее время года проживают около 600 семей.

По самым скромным подсчетам, ежемесячная аренда однокомнатной квартиры в Костанае обходится в 70 тысяч тенге, двухкомнатной – 90 тысяч, трешки – свыше 120 тысяч. Причем за такую цену вы вряд ли найдете жилье в центре города, скорее где-то в районе КЖБИ или КСК. И не факт, что вам подвернется полностью меблированная со всеми удобствами квартира. Конечно, можно найти вариант и за 30 тысяч тенге. К примеру, комнату в малосемейке. Но кто захочет жить с общим санузлом, кухней и ванной на несколько семей?

Далее корреспонденты «НК» отправились в следующее дачное сообщество. Решили проехать насквозь – через весь поселок. Сделать это не удалось, легковая машина застряла в колее. Пока мы разбирались со снежным барьером, из дворов выходило все больше людей, которые с фонариками в руках направлялись в сторону остановки. Семенили за старшими и дети – кто в садик, кто в школу.

Некоторые жители добираются в город на собственном транспорте или с соседями, которые соглашаются подвезти. Около одного из домов в дачном сообществе «Садовод-Строитель», нервно поглядывая на ворота, стоял мужчина.

– Все жители дач работают в городе, я в том числе. Тружусь на стройке, – рассказывает Болат Кыскауов. – В советское время работа строителя считалась престижной, и мы получали хорошую зарплату. Теперь же на эти деньги в городе не проживешь. Дачный участок мы приобрели восемь лет назад, с тех пор тут и обосновались, в городе на квартиру накопить так и не смогли. Добираться неудобно, я работаю в Костанае-2, а туда восьмерка не ходит. Пустили бы еще один автобус, например, по ул. Киевской, было бы хорошо.

По словам жителя, из-за того, что в дачных поселках мало колонок, возникает проблема с водой. Поэтому почти в каждом дворе пробурена скважина.

– Наша компания обслуживает только дачное сообщество «Юбилейный» по сезонам. за техническую воду жители платят 16 тенге 79 тиынов. В основном, дачники сами напрямую качают воду из Тобола, – пояснили в коммунальном предприятии «Костанай-Су». – В «Текстильщике» буквально несколько людей пользуются колонками, в месяц оплата равняется 115 тенге 16 тиынов на человека.

Однако вопрос воды не самый главный. На протяжении многих лет дачники жили во мраке – в сообществах не было света. В конторах ничем помочь не могли, пришлось жителям все делать за свои средства: купили трансформатор, столбы, провода.

– В селе стало невозможно жить, поэтому и переехали из Алтынсаринского района ближе к городу. Там ни дорог, ни магазинов… Я работала фельдшером, получала мало. Снимать квартиру в городе при наших зарплатах, вы смеетесь? Очень и очень дорого. А чтобы купить, мне не хватит жизни работать. Здесь мы взяли участок, тогда за восемь соток отдали три тысячи долларов. У нас хорошие соседи. Когда мы переехали сюда, постоянно тут жили пять семей, сегодня – где-то 150. Мы приспособились, мне здесь нравится, – заключает Надежда Десятова.

Однако далеко не во всех дачных сообществах мир и порядок. В «Садоводе», что находится в районе Наримановского рынка, картина совсем иная. Здесь круглый год проживают 23 семьи. По словам председателя сообщества Юрия Гриценко, в основном это приезжие из других регионов.

– Живут худо-бедно, в трущобах, а все потому, что денег не хватает. Много приезжих из Акмолинской области, условия – не позавидуешь. Дачи у нас дорогие, потому что находятся в черте города. Больше всего жаль детей, которым очень далеко добираться до школ. Проблем у нас хватает. Происходят постоянные кражи. Несколько раз ловили воров, а их снова отпускают. Дороги чистим сами, благо, что хоть за комуслуги платить стали не как юридические, а как физические лица. Варимся мы тут сами по себе…

Хуже дела обстоят и еще в некоторых дачных сообществах, но люди продолжают там жить. То ли действительно – совсем не хватает средств, то ли просто-напросто смирились… Вывод: для одних – это привычная жизнь, которая их вполне устраивает, для других – способ выживания.

Томирис СУЛЕЙМЕНОВА
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77