Костанай и костанайцы

Жизнь моя – хирургия

Заведующий оперблоком областной больницы Фазылбек Темирханов 26 апреля отмечает юбилей

Паспорт упорно твердит, что в этом году нашему собеседнику исполняется 60 лет, однако горячее сердце хирурга эту цифру не принимает: энергии и желания помочь у него столько, что позавидует любой молодой врач!

Жители Костанайской области, особенно те из них, чья жизнь хоть раз висела на волоске – пострадал в ДТП, пережил тяжелые роды, получил серьезные травмы, потерял много крови – наверняка слышали это имя. Спаситель в белом халате. Золотые руки. Пример невероятной работоспособности и долга.

В преддверии юбилея Темирханов рассказал «НК» о своем пути в медицину, о буднях сельского хирурга, а также непростом решении согласиться на руководящую должность, пережитом инсульте и планах на будущее.

Становление и закалка

«Мой брат умер от аппендицита, а затем мы похоронили любимого деда», – этим объясняет Фазылбек Сабитбекович свой выбор профессии. Это стало и мечтой, и целью. Хотелось найти ответ на вопрос: почему родных нельзя было спасти?
Уже в последний год обучения в школе молодой Фазыл вместе с сестрой, которая училась на первом курсе мединститута, ходил в морг и закалял свой характер. Оказалось, что это было самое простое в работе.

– Какие только травмы в селе мы не оперировали, а сколько детей было! Волосы дыбом встают: почему я не боялся? Сейчас я бы на такие вещи не пошел. А так молодой был, спасать же надо, – признается Фазылбек Темирханов. – Мы в 90-е в ужасных условиях работали: без света и отопления, под больных грелки подкладывали, санитарки нам фонариком светили в раны, на санях ездили в отдаленные села. В советское время в районах был только общий хирург: я и кесарево делал, и за травмы брался, и за голову. К нам одно время по линии санавиации приезжал нейрохирург из Аркалыка оперировать. Через время он говорит: «А чего это я езжу? Ты ведь и сам можешь!». И правда, смог. Однажды привезли больного из Джангельдинского района, он работал на водовозе и сильно ударился головой об машину. У него начались судороги, мы сразу в операционную, вскрыли череп, а там гематома. Прям давит сгусток крови на мозг. Вытащили, закрыли. Через два-три часа он пришел в сознание. Выжил.

Подобное ЧП случилось с ребенком: лошадь лягнула копытом прямо в лоб. Гематома. Судороги. Мальчика доставили из соседнего поселка в Амангельдинскую ЦРБ на стол хирурга Темирханова. Через сутки пациент пришел в себя. Было ли страшно? Да. Был ли шанс отказаться? Нет.

– А сколько по женской линии было случаев, – вспоминает наш собеседник. – Послали меня как-то в Торгай, от нас это 150 км. Там пациентка беременная с кровотечением. Весна, грязь, еле проехали. До сих пор помню, женщина татарка была. Кровит, бледная, почти желтая. Отслойка. Гинеколог молодая, только пришла на работу, а я хирург и тоже не знаю ничего толком. А куда денешься? Сделали ей кесарево и ребенка спасли. Переливание проводили шприцом: людей рядом кладем, забираем, вливаем. Через двое суток пациентку санавиацией забрали в районную больницу.

Таких историй – тысячи! И не все с хорошим концом, как может показаться. Даже самые талантливые хирурги не всемогущи.

– Это было 9 мая 1987 или 1989 года. Тогда многие врачи уволились из ЦРБ и уехали: кто в Аркалык, кто в Караганду. Я один остался, – вспоминает хирург. – И попадает ко мне беременная женщина с разрывом матки. Я ее на стол, матку убрали, кровотечение остановили, вроде все сделали, уже зашиваю – остановка сердца. Завели, снова остановка. Пациентка вместе с ребенком умерла. Мы с анестезиологом сели прямо на пол и вместе плакали. Думал, неужели это моя судьба? Потом собрал свои силы и сказал: «Фазыл, тебе некому помочь».

После этого случая врач отправился на стажировку в Аркалыкский роддом, чтобы набраться опыта. После 14 лет работы в Амангельдинской ЦРБ Фазылбек Темирханов принял решение уехать в город.

Наука и менеджмент

В начале нулевых хирургу в Костанае было сложно попасть даже в поликлинику. Место для молодого, но уже бывалого специалиста нашлось в торакальном отделении областной больницы. Там Фазылбек Сабитбекович познакомился со своим учителем – Валерием Алексеевичем Цхаем. Именно он через два года привел Темирханова в науку – помог в написании диссертации, отправил учиться, открыл большой мир инновационной медицины. В 2011 году Фазылбек Темирханов защитил в Алматы диссертацию на казахском языке и стал кандидатом медицинских наук. Хирург, который своим призванием считал полостные операции, сделал открытие в области малоинвазивных вмешательств.

– Валерий Алексеевич был человек глубоко научный. Он зря никогда не сидел на работе: постоянно что-то новое придумывал. Очень честный и порядочный. Я у него многому научился, – отмечает наш собеседник.

Неискушенный городской жизнью, селянин по характеру, хирург Темирханов в первые годы работы в областном центре чувствовал себя, как в раю: новая аппаратура, ассистенты, возможность получить удаленно консультации. Оперировал все подряд и круглые сутки! Не мог «напиться» возможностью делать свою работу с удовольствием и огромной пользой. Порой даже глазам своим не верил: раньше такой техникой только во снах грезили, а теперь она здесь, в его руках.

После 11 лет почти непрерывной работы тогда руководитель облздрава, а сегодня аким города, Марат Жундубаев пригласил Фазылбека Темирханова на должность главврача детской областной больницы. Учреждение в то время имело «приданое» в виде огромных долгов и прочих проблем. Нужен был толковый руководитель.

– Это было неожиданно, я долго думал, положительное решение мне тяжело далось, – подчеркивает Темирханов. – Я никогда не мечтал работать в администрации, я же хирург. Но раз уж мне доверили такую должность, наверное, это не просто так. Через год я закрыл задолженность, руки освободились. Я вернулся в операционную, но работал теперь с детьми.

Как решить финансовые проблемы больницы удалось врачу, который этих дел никогда не касался? Фазылбек Сабитбекович пожимает плечами: наверное, все дело в хирургической жилке. Тут ведь как с болезнью: надо докопаться до сути, разобраться и «вырезать» недуг. Новый глава больницы добивался современной аппаратуры, писал о необходимости приобрести МРТ (кстати, его до сих пор не закупили – прим. ред.), а также выдвинул идею объединения детских городской и областной больниц. Это помогло учреждению наконец начать зарабатывать.

Многие свои идеи Фазылбек Сабитбекович не успел довести до конца: в 2017 году он покинул должность по собственному желанию. Почему? Говорит, усталость сказалась и хирургия звала.

– Любой хирург, если не оперирует, как не в своей тарелке, – поясняет собеседник.

Надежный тыл и инсульт

Фазылбек Темирханов, до сих пор не представляющий себя вне хирургии, не держит инструмент в руках с 2018 года. После очередной смены он вышел из операционной, доехал до дома и упал. В стены родной больницы вернулся, но только уже в качестве пациента. Это был инсульт.

– Когда меня скорая забирала, я сына попросил дать мне ключи от машины. Я ее уже завел и собрался ехать на другую операцию, – вспоминает хирург. – Многие думают, что после инсульта прежняя жизнь заканчивается. Но я не готов к такому.

У Фазылбека Сабитбековича оказалась парализована левая сторона: пришлось заново учиться ходить, разрабатывать руку. Самое сложное – это вернуть чувствительность пальцам. Для хирурга это архиважно, так как для полноценной работы нужны две послушные руки.

– Я остался заведующим оперблоком. Молодые ребята оперируют, а я рядом стою и контролирую. Голова все помнит, руки тоже, но сделать пока ничего не могут. Только смотрю и сокрушаюсь, что вот эту операцию можно было бы за 15 минут сделать, а не за полчаса, – смеется специалист.

О своей жизни он теперь философствует: столько лет отдал медицине, без сна и отдыха спасал людей, по сути, отодвинув на второй план семью и детей. Сын и дочери незаметно повзрослели, все самые трогательные моменты отец пропустил, потому что постоянно был на работе.

– Я, правда, не помню, как выросли мои дети. Дочь сейчас говорит, что теперь мне действительно пора отдыхать, такова воля Аллаха, – рассуждает хирург. – Если бы не моя семья, я бы сейчас с вами не разговаривал. Когда я свалился с ног, жена и дети думали, что я не вынесу этого, всю жизнь ведь оперировал. Да я и сам так думал, чего скрывать. Но мне уже не 20 лет, чтобы горячку пороть. Примирился и двигаюсь дальше. Хочу выздороветь и продолжить помогать.

Свою семью Фазылбек Темирханов называет надежным тылом, без которого не бывает хорошего фронта. Пусть никто из детей и не пошел по стопам отца, зато родные всегда с уважением относились к его выбору.

Главным своим богатством юбиляр считает диссертацию, ставшую своеобразным итогом многолетней работы. В копилку нужно добавить и заслуженное уважение, и принципы, которым его научили старшие коллеги.

– До сих пор повторяю: когда идешь на операцию, гордость свою оставь, подготовься еще раз, – советует молодым специалистам Темирханов.

По-хирургически решительным, с позитивным мышлением врач вступает в новое десятилетие своей жизни. Менее суматошное и активное, но мудрое и выдержанное. С юбилеем!

Татьяна НАЗАРУК,
фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77