Социум

Как в Костанае пытаются навести порядок с наружной рекламой?

В нашу жизнь прочно вошли социальные сети, где сегодня зарождаются тренды маркетинга и рекламы. Кажется, что это должно было значительно повлиять на развитие уличного визуала в Костанае и привить правильное отношение к рекламе. Однако, как показывают современные реалии, у нас пока нет порядка ни с законами, ни с дизайном…

Плати налог!

За любую наружную рекламу в Казахстане нужно платить: будь то вывеска на вашем доме или объявление, свисающее с балкона, с надписью «Продам квартиру». Об этом гласит статья 11 в Законе РК «О рекламе». К сожалению, не все костанайские предприниматели, желающие рассказать всем и вся о своих товарах и услугах, хорошо знакомы с данным требованием. Или все-таки знакомы, но упрямо его игнорируют.

Навести порядок в сфере рекламы в Костанае уже долгое время пытается городской отдел архитектуры и градостроительства. Еженедельно сотрудники ведомства выходят в рейды по разным улицам и проводят беседы с предпринимателями. 5 июня на проверку рекламных вывесок по ул. Бородина выехали и корреспонденты «НК».

– Мы сегодня наблюдаем такую тенденцию, что многие люди не платят за наружную рекламу, обосновывая это тем, что размещают ее на своих зданиях или заборах, – говорит главный специалист сектора праворазрешительных документов городского отдела архитектуры Екатерина Хамидулина. – Многие не понимают, что рекламный штендер, который они каждое утро выносят из своего магазина, тоже налогооблагается. Самовольное размещение рекламы в Казахстане без соответствующего уведомления местного исполнительного органа запрещено Законом «О рекламе» и правилами размещения наружной визуальной рекламы №37.

Большинство рекламных баннеров в Костанае портит внешний вид зданий

В отделе архитектуры есть пофамильные списки всех, кто оформляет разрешительные документы на рекламу. К тем же, кто нарушает закон, госслужащие приезжают лично и вручают уведомления. Они выглядят как памятки: в документе расписаны все нормы закона, по которым живет реклама в Казахстане.

Предприниматель после получения рекомендаций от отдела архитектуры обязан в десятидневный срок демонтировать свою вывеску и уладить все недочеты в соответствии с законодательством. В случае неисполнения данного требования никаких штрафных санкций в отношении бизнесмена не предусмотрено. Спасибо за это действующему мораторию, который призван защищать интересы малого и среднего бизнеса. Однако госорган вправе инициировать иск и уже в судебном порядке потребовать убрать незаконную рекламу.

Представитель отдела архитектуры Екатерина Хамидулина отмечает, что, несмотря на отсутствие наказания за нарушение данной нормы закона, местные предприниматели все равно исправляются. Они начинают понимать свою ответственность и оформляют все документы, несмотря на бюрократические сложности. А их, действительно, много.

Согласно приказу министра национальной экономики №750 «Об утверждении правил организации застройки», при строительстве нового здания должны быть предусмотрены места для будущего размещения наружной визуальной рекламы. Если же здание старое и в проекте мест для рекламы нет, его нужно менять.

– Для этого собственник здания должен пойти к проектировщику, имеющему лицензию на выполнение данных работ, и заказать технический проект, где будут указаны места для размещения рекламы, отмечены их размеры, – пояснила Екатерина Хамидулина. – Когда новый проект будет на руках, владелец здания за пять дней до предполагаемого размещения рекламы подает уведомление в отдел архитектуры со всеми прилагающимися документами: квитанцией об оплате налога за месяц и самим эскизом рекламы.

В общем, средств на то, чтобы свою вывеску узаконить, надо потратить столько, что предприниматели предпочитают пойти на нарушение.

Андрей Гуцало, владелец типографии «Принт Центр», был одним из 15-ти бизнесменов, получивших в минувшую пятницу уведомление об устранении нарушений. Во-первых, рядом с его зданием стоял незаконный указатель. Во-вторых, на заборе висел рекламный баннер. Как пояснила Екатерина Хамидулина, сославшись на строительные нормы РК «Благоустройство территорий населенных пунктов», размещение рекламных конструкций на заборах запрещено. Это не соответствует градостроительным нормам, так как здание должно быть просматриваемым.

– Баннер на заборе нужно демонтировать, а указатель, расположенный на земле общего пользования, узаконить, – объяснила она. – Это можно сделать через фронт-офис Qostanai qomek alany или наш отдел архитектуры. Вам нужно подать заявление о проведении аукциона на земельный участок под размещение рекламной конструкции. Обязательно нужно приложить схему, где будет указано место для рекламы, размеры указателя. Заявление будут рассматривать с точки зрения соответствия градостроительным требованиям. Если все в норме, то предприниматель идет на аукцион.

Это здание по ул. Алтынсарина имеет неплохой стиль, но без рекламы было бы лучше

Владелец типографии Андрей Гуцало в уведомлении расписался и сообщил, что будет следовать закону. При этом выразил большое недоумение: дескать, как это, не могу на своем заборе повесить баннер?

– У нас здесь на ограждении расположена вывеска с указателем, куда поворачивать, – пояснил Гуцало. – Раньше мы задавали вопрос насчет него, года два назад, но тогда к указателям такие требования не предъявляли. Будем решать вопрос, регистрировать, но это будет процесс не быстрый.

Тем не менее, пока бизнесмен не узаконит свою рекламу, все конструкции нужно будет убрать.

Дизайн? Нет, не слышали!

Специалисты отдела архитектуры также занимаются бесхозными рекламными конструкциями. Если бизнес давно закрылся, а баннер или, к примеру, указатель на столбе так и висит, его обязательно убирают. На прошлой неделе во время рейда было срезано порядка 10 рекламных баннеров. Улицы хоть немного, но все же стали чище. К слову, размещать рекламу на столбах освещения нельзя, так как там обычно располагаются дорожные знаки. Реклама не должна закрывать их или создавать какие-либо помехи для водителей.

Кроме того, баннеры и вывески рекламного характера (напомним, что название заведения и объявление о режиме работы к ним не относятся) запрещено размещать на культурно-исторических объектах. В Костанае с этим полный порядок, потому что почти все исторические здания находятся не во владении бизнеса, соответственно, на их фасадах нет и рекламы. Чего не скажешь о торговых центрах и маленьких магазинах…

Так выглядела бы краснокирпичная стена недалеко от Центрального рынка без вывесок

За обилием различных вывесок фасадов зданий просто не видно, они превращаются в одно сплошное пестрое пятно. Без особенностей, эстетичностей и намека на соответствие стилю здания. Эффекта от рекламы, кстати, в таком случае нет: чем ее больше, тем меньше она привлекает внимание.

Кроме незаконной рекламы у нас есть еще большие проблемы с ее дизайном. Безвкусные и назойливые вывески буквально захватили Костанай. И решение этому, на удивление, есть. Оно прописано в градостроительных нормах: реклама, помимо того, что должна быть законной, еще обязана быть выполнена со всем зданием в едином стиле. Такой пункт есть в правилах благоустройства, однако кто отвечает за его выполнение? В идеале над стилем рекламы должны думать проектировщики и рекламщики. Но ответственность за нарушение данных норм опять же не предусмотрена.

Получается замкнутый круг из рекламы а-ля «Мы открылись» желтыми буквами на красном фоне. Печально, что такая ситуация обстоит не только на базарах, но и в центре города. А ведь когда-то власти говорили о создании единого архитектурного стиля во всем Костанае. О чем речь, если невозможно привести в порядок даже одно здание?

При таком раскладе Костанай еще долго не узнает, что такое дизайн-код: минимум вывесок, индивидуальный стиль, лаконичность и эстетичность, акцент на идее, а не соревнование, у кого баннер больше. Если побаловаться с фотошопом и убрать все незаконные и дешевые вывески, Костанай бы заметно похорошел. Как жаль, что это никому не нужно.

Татьяна НАЗАРУК
Фото Владимира ФАЙЛЯ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77