Ее производство растет с каждым годом, и не без вреда для природы
Шопинг стал культом. За новыми коллекциями выстраиваются очереди. Но мало кто задумывается, что производство одежды выходит боком не только для кошелька, но еще и для экологии. Тому прямое подтверждение – небезызвестный факт о высыхающем Аральском море. Власти стали использовать воду из рек, подпитывающих Арал, для полива хлопковых полей.
Около 1700 литров требуется для производства одной футболки из хлопка. Такого количества воды человеку хватило бы на три года.
Кроме того, текстильная промышленность загрязняет пресные водоемы: на ее долю приходится до 10% токсичного индустриального слива. В сточные воды фабрик попадают красители, поверхностно-активные вещества, отходы производства синтетических волокон и пестициды с хлопковых полей. Это приводит к гибели водных растений и животных, размножению бактерий и делает воду непригодной для использования людьми.
Удовольствие от новой покупки длится несколько минут, потом нередко наступает разочарование и сожаление о потраченных деньгах. Негативных эмоций удастся избежать, если научиться обдумывать необходимость приобретений. Личный выбор может повлиять на всю планету.
Среди костанайцев уже есть люди, которые придерживаются понятия осознанного потребления одежды, и призывают остальных поступать также.
– Нужно массово вводить моду на рванье, носить, пока само не распадется на атомы. С некоторого времени стала носить одежду, пока она совсем не износится, одной моей майке восемь лет! Джинсы из секонд-хенда «прожили» два года, при стабильной носке и еще, думаю, проживут, главное – донести до общества, что старые, затертые вещи смотрятся мегакруто. Важно внутреннее отношение к этому, не нужно брать во внимание, что о тебе подумают другие, – говорит Марианна Оклей.
Девушка не представляет, как можно выбросить одежду, если ее можно использовать еще. Свои выходные вещи она донашивает дома, некоторые декорирует рисунками.
– Одежда должна приносить максимальную пользу, ведь на нее затрачены ресурсы, и это не только деньги, за которые ее купили. Вещи берутся не из воздуха. За ними стоит промышленность, урон экологии и работа многих людей – ткачей, закройщиков, швей. В одежду было заложено много энергии, и она не должна лежать где-то на мусорке или пылиться в шкафу, занимая место, – поделилась Марианна.
От слов она перешла к действиям и создала бренд, нацеленный на осознанное потребление вещей.
– Каждая вещь бренда PochKirovo несет в себе идею. Например, футболка «объятия не пришедших с войны», на ней нарисован след кровавой и грязной руки. Смотря на эту вещь, человек будет помнить о тех людях, которые оставили свою жизнь ради нашей. Это след от их объятий. Такую футболку будет жалко выбросить, потому-то в ней есть история, – отметила Марианна Оклей.
Костанайские eco-friendly, в числе которых Марианна, предлагают провести эксперимент: в течение года считать, какое количество одежды куплено и сколько на это потрачено денег. Состоит ли приобретенное из натуральных материалов? это главное условие в переработке. Даже если такая одежда попадет на свалку, разложится в два раза быстрее.
Возможно, начав потреблять одежду разумно, вы уменьшите затраты и накопите на отпуск. А еще внесете вклад в сохранение экологии.
Полина ШКАРУБО
Марианны Оклей
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77