Социум

Чтобы быть скульптором, важно быть психологом, считает Егор Кислицин

Сложность профессии в том, что художнику необходимо прочувствовать не только характер, но и эмоции заказчика

Красота и особенности человеческого тела, а также идеальные геометрические линии, изображенные на камне или посуде, всегда притягивали взгляды неравнодушных людей. Так было несколько тысяч лет назад, так происходит и в наши дни. За множество веков технологии, стиль, сырье и материалы заметно поменялись, но задача скульптора осталась прежней – вызывать восхищение у зрителя своим произведением искусства.

Судьба Егора – стать творческим человеком – была предопределена еще в далеком детстве. Его отец по профессии художник и скульптор, поэтому дом семьи Кислициных всегда был заполнен картинами, бюстами, портретами, и без влияния искусства на мировоззрение Егора, конечно же, обойтись не могло. Хотя когда-то молодой человек хотел стать врачом, но в итоге все же решил посвятить свою жизнь лепнине, камням, гипсу.

– Мне всегда очень нравилось то, чем занимается мой отец, и я хотел, как и он, что-нибудь лепить и высекать. Свои первые фигурки из гипса я сделал в пять лет. Это были маленькие хрюшки, которые, кстати, до сих пор хранятся, несмотря на то, что прошло уже 30 лет. В школьные годы я уже мог делать различные гипсовые и глиняные скульптуры, но чтобы повысить свой уровень, необходимо было специальное образование. Так, после школы я поступил в художественное училище Челябинска, где получил специальность «скульптор-монументалист», – рассказывает Егор Кислицин.

Окончив в 2006 году вуз, молодой человек устроился в бюро ритуальных услуг, где почти 10 лет занимался гравировкой надгробных плит. Но в какой-то момент Егор решил оставить свою основную работу, посвятив все свое время скульптурам, которые он хотел лепить с самого детства. Теперь все его работы посвящены живым людям.

– В любом деле всегда есть этапы. И в создании скульптуры без последовательности ничего не получится. Сначала создается каркас, накидывается общая масса из глины, излишки убираются, и когда есть примерный силуэт, наносится гипс, на котором уже создаются итоговые штрихи. Звучит легко, но это на самом деле очень кропотливая работа, уходит немало времени, и чтобы добиться хорошего результата, нужно терпение, – делится мастер.

Рабочее место скульптора – огромный коттедж, изнутри напоминающий замок. Повсюду у стен стоят стеллажи с поделками и бюстами из гипса, а почти на каждой стене развешаны красивые картины. Основные рабочие зоны художника расположены в цоколе здания и на первом этаже.

– Вдохновение я черпаю у природы, выезжаю за город. Я люблю находиться наедине с самим собой, слушать звуки окружающего мира, ощущать энергетику тишины. Немаловажно общение с другими художниками, от которых узнаешь что-то новое, чему-то учишься. К сожалению, из скульпторов, постоянно работающих именно в этом направлении, на весь город, очевидно, я один. Есть скульптор Баян Баталова, но она сейчас в основном занимается преподавательской деятельностью, – отметил Егор Кислицин.

Работу скульптора мастер совмещает с гончарным ремеслом.

– Когда есть время и настрой, я делаю различную посуду. На одно изделие уходит около 15 минут. Здесь важен опыт, делать горшки сможет любой, главное – иметь желание и постоянно оттачивать навыки. Но чтобы горшок был пригоден в обиходе, его нужно обязательно обжигать в печи при температуре + 800 градусов на протяжении трех дней, – поведал человек труда.

Популярность профессии художника постепенно угасает, так как хорошую картину в наши дни можно распечатать в любом рекламном агентстве, и разницу между оригинальной работой и обычной печатью заметит только разбирающийся в этом деле человек. Работу скульптора технологии пока не заменили, хотя и это неизбежно, но произойдет еще не скоро. Егор Кислицин уверен, что в запасе у скульпторов есть еще 20-30 лет.

Работы скульптора популярны среди творческой интеллигенции, но в последнее время стали поступать заказы от звезд российского шоу-бизнеса, среди которых Дмитрий Нагиев, Эвелина Бледанс, Никас Сафронов, Никита Джигурда. При этом Кислицин отмечает, что для этой когорты клиентов заказы выполняются безвозмездно, но с таким условием, что они их будут показывать на выставках. Хотя при этом стоимость одного бюста варьируется от 800 тысяч до одного миллиона тенге.

– Когда создаешь бюст, важно в нем отметить детали профессии натурщика. Например, если это поэтесса, в ее волосах будет изображено перо, если певец, то в его руке будет микрофон, и т.п. В работе скульптора важно быть психологом, нужно прочувствовать эмоции, характер заказчика, чтобы отобразить все это в бюсте. К слову, психологии обучают на факультете искусств. Я считаю, что если у человека есть неплохие способности лепить, ему желательно получить специальное образование, знания дают много возможностей, – сказал в заключение мастер.

В планах ремесленника провести выставку своих скульптур, но уже в следующем году при нормальной эпидемиологической обстановке. Кстати, многие костанайцы уже наверняка видели двухметровую скульптуру «Тобольского мыслителя», расположенную между зданием Казпочты и областной прокуратурой. Это работа Егора Кислицина.

Асхат НУРТАЗИН

Фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77