Главное возмущение горожан в том, что количество прерывистых линий сократилось в разы. Теперь, чтобы проехать в жилой двор или на какой-либо объект, требуется разворачиваться на ближайших перекрестках. Насколько это их загрузит и что будет дальше, разбирались корреспонденты «НК».
СИТУАЦИЯ
В текущем году на нанесение дорожной разметки в бюджете заложено 218 млн тенге. Столичный подрядчик ТОО «СпецСтройСервис-KZ» по итогам госзакупок принялся работать за 193 млн тенге.
Разметку, от которой после зимы практически ничего не осталось, на дорогах Костаная начали обновлять в двадцатых числа апреля. Все бы ничего, но появилось важное изменение: привычных для водителей поворотов налево на многих участках нет.
На месте прерывистых линий теперь двойная сплошная (согласно ПДД РК разметка «1.3»), реже сплошная и прерывистая линии (разметка «1.11»), которые позволяют поворачивать налево, но выехать на проезжую часть, к примеру, со двора, можно только направо.
Подписчики социальных сетей «НК» обрушились с массовой критикой на перемену в привычном дорожном укладе города. Полиция в свою очередь прокомментировала, что практически на всех улицах дорожная разметка разрешала поворот налево, из-за этого создавались аварийные ситуации. Но с этим тезисом водители не согласны.
Работы по нанесению еще продолжаются. Корреспонденты «НК» побывали на нескольких участках, где разметка «1.3» уже появилась, и узнали мнение горожан.
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Рейд мы начали с проспекта Аль-Фараби по направлению к ж/д вокзалу. Во время поездки обратили внимание на скопление машин на парковке перед офисными зданиями по Аль-Фараби, 113 и 115. В первом располагается Национальный центр экспертизы, во втором – Halyk Bank.
Повернуть налево к этим объектам нельзя – двойная сплошная. Машины подъезжают к зданиям, разворачиваясь на перекрестке Аль-Фараби-Урицкого.
– Я работаю в организации, расположенной за этими домами, – делится водитель Дамир Арифулин. – Двойная сплошная доставляет массу неудобств. Чтобы попасть на работу, приходится делать большой крюк, стоять в пробках на светофоре. Я считаю, что подобная разметка установлена не в тех местах, где она нужна.
Следующий участок, на который мы обратили внимание, – двор между жилыми домами №78 и №80 по улице Гоголя. Здесь мы разговорились с костанайцем Алексеем Трумом. Мужчина живет в этом квартале.
– Это огромная проблема, – негодует Алексей. – Я вынужден разворачиваться на Французском центре, а если мне надо ехать на Абая, приходится совершать маневр на загруженном перекрестке Баймагамбетова-Гоголя.
Большой дом по Баймагамбетова, 170 расположен на пересечении с улицами Победы и Амангельды в очень оживленном районе. Но при этом нанесенную разметку ругают не все.
– Согласен, это неудобно и неприятно, но все-таки не критично, – считает Леонид Чесноков. – Выехать можно всегда. Острой проблемы в этом не вижу.
Дальше мы направились по улице Баймагамбетова в сторону КСК. От перекрестка на проспект Назарбаева разметку еще не нанесли, но сотрудники и руководители некоторых предприятий, расположенных здесь, к этой перспективе относятся настороженно.
– Если планируется нанесение двойной сплошной линии перед нашим предприятием, в дальнейшем у большегрузного транспорта просто не будет возможности заехать на территорию, – говорит руководитель АТП-1 Виктор Недин. – Таким образом нас лишат возможности работать. У грузовых машин огромные габариты и для них требуется больший радиус поворота, чем для легковых авто. У 17-метровой машины нет возможности заехать с правой полосы. Считаю, что при нанесении разметки необходимо учитывать все нюансы.
С Виктором Нединым согласен и Эдуард Зароглян, у которого по соседству также расположены склады.
– Необходима прерывистая разметка, иначе мы будем заблокированы. Требуется хотя бы нанесение разметки «1.11», – отметил предприниматель.
ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ?
Специалист по организации дорожного движения Азиза Таласпаева констатирует, что согласно Концепции Vision Zero, поворот налево либо разворот требуют повышенной безопасности.
– В городах стремительно увеличивается количество машин, глобальная автомобилизация общества растет. Нередко в одной семье имеются сразу несколько транспортных средств. В современных реалиях оставлять такие точки, где происходят нерегулируемые повороты налево – опасно, – отмечает Таласпаева. – Я считаю, что нанесение двойной сплошной – правильная мера и это обычная практика для больших городов.
Действительно, если вы поедете в Караганду, Алматы или Астану, повсеместно встретите двойную сплошную.
КАК СЧИТАЕТ ПОЛИЦИЯ?
Тему дорожной разметки еще 31 марта во время брифинга поднял первый заместитель руководителя ДП Костанайской области Алексей Милюк. Тогда он точечно обозначил проблемы безопасности на дорогах Костаная. Корреспонденты «НК» связались с Алексеем Казимировичем, чтобы он ответил на вопросы и требования костанайцев.
– Хочу сразу сказать, что это не новшество, а требование правил, – говорит Милюк. – На магистральных улицах, имеющих две полосы и более в одну сторону, повороты налево запрещаются. Я понимаю возмущение горожан, мы уводим их из определенной зоны комфорта. Я работаю в Костанае восемь месяцев, и для меня было дико, что во время движения по левой полосе кто-то резко начинал поворачивать налево. Зимой подобные ситуации чреваты ДТП. У нас доля аварий очень высока. Только за январь-февраль в Костанае было совершено более тысячи ДТП.
Эксперт подчеркнул, что наш город транзитный и устоявшийся порядок на дорогах Костаная для проезжих водителей не всегда понятен. Это касается как дорожной инфраструктуры, так и разметки.
– На дорогах Астаны появились дополнительные полосы, где можно повернуть налево, – говорит Милюк. – Они существенно разгрузили и увеличили пропускную способность. При большом потоке машин заторы в столице достаточно быстро расходятся. В Костанае при меньшем количестве авто и практически таких же по ширине проезжих частей везде пробки. Хотя, если немного перестроить режим работы светофоров и сделать правильную дорожную разметку, можно минимизировать пробки. Левые повороты дают снижение трафика. Чьи права мы защищаем? Одного человека, которому нужно повернуть налево или десятерых, которые едут прямо, но вынуждены стоять за ним? Это аварийно и опасно. Именно поэтому мы внесли предложение в местные исполнительные органы по поводу разметки «1.3».
Алексей Милюк отмечает, что если следовать принципам возмущений водителей, то разметку можно вообще не наносить.
– Смысл двойной сплошной, если она каждые 23-30 метров разрешает поворот налево? – вопрошает собеседник.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
По данным ДП Костанайской области с начала года в регионе совершено 100 ДТП, в которых есть пострадавшие. В Костанае, где проживают 250 тысяч человек, ранения получили 44 человека, трое погибли. В той же Астане с населением 1 млн человек за аналогичный период также погибли трое человек.
Статистика пугает, но, несмотря на всю опасность, о которой говорит полиция, костанайцы не намерены мириться с нововведением.
Во время рейда мы обратили внимание, что на некоторых участках города свеженанесенную двойную сплошную разметку закрасили пунктиром в тон асфальта, что вызывает вопросы, ведь правила едины для всех. Например, на ул. Баймагамбетова (район Центрального рынка), на ул. Алтынсарина, неподалеку от перекрестка с ул. Гоголя, на ул. Чехова ближе к перекрестку с ул. Гоголя.
– Эти факты мы устанавливаем, – говорит Милюк. – будем вносить представления об устранении и соответственно привлекать к ответственности за повреждение дорожной инфраструктуры. Плюс ко всему мы разработали памятки и будем выдавать их жителям города. В случае возникновения ДТП, где граждане самовольно внесли изменения в дорожную разметку, они будут привлечены к уголовной ответственности.
Алексей Милюк сообщил, что нанесенная разметка в дальнейшем может быть подкорректирована, но в целом кардинальных изменений не предвидится.
– Это нормальный процесс, ведь мы стремимся к лучшему. Там, где действительно есть острая необходимость открыть поворот налево, мы пойдем навстречу. К каждому случаю будем подходить индивидуально, – сказал собеседник.
После того как в Костанае повсеместно будет нанесена разметка, полиция начнет мониторинг. Будет подсчитываться динамика изменений. Стражи порядка рассчитывают, что заторов, пробок и ДТП станет меньше. А водители привыкнут к новым условиям и научатся заранее планировать свой маршрут.
Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77