Социум

Законно ли, что продавцы иногда недодают сдачу?

Потребители все чаще сталкиваются с тем, что продавцы не могут найти сдачу не только с купюры номиналом 10 тыс. тенге, но и 1000, и 500

– Понимаю, если это случилось единожды, но когда постоянно тебе недодают 1, 2, 5, 20 тенге, – это переходит все границы. Да, копейки, но они ведь рубль берегут. Кому-то делаю выручку, получается, – поделилась жительница Костаная. – Но я же почему-то не говорю: «Продайте мне вот это, 10 тенге занесу потом». Мне никто и не разрешит.

Корреспонденты «НК» узнали в департаменте торговли и защиты прав потребителей по Костанайской области, является ли невыдача сдачи клиенту нарушением потребительских прав. Да, нарушение есть.

– В Законе «О защите прав потребителей» в статье 24, в подпункте 12 говорится, потребитель оплачивает только ту сумму, которая указана на прилавке. Он платит за товар, – разъяснила главный специалист департамента Асем Нургали. – Иначе происходит нарушение прав потребителя.

То, что в магазине не оказалось сдачи, не проблема покупателя.

Несмотря на то, что к специалистам с подобной жалобой костанайцы не обращались, нам рассказали, как необходимо поступать в такой ситуации.

– Сейчас в основном безналичный расчет, бумажными деньгами оплачивают что-либо все реже, – ответила Асем Нургали. – Если так произошло, можно написать претензию в магазин, на которую они должны ответить в течение нескольких календарных дней. Задаете вопрос: «Почему я в вашем магазине хотел купить (называете, что), а вы, не дав сдачу, не смогли продать мне товар, в котором я нуждаюсь?» Если ответа нет, можно обратиться к нам в департамент, далее, если необходимо, в суд.

Но надо отметить, что бывают и обратные случаи. Костанайцы поделились историями, когда продавец поступал так, отпуская продукт клиенту, у которого недоставало пару десятков тенге.

– Частенько вижу, как ребятне в магазине не хватает копеек, и продавец все равно отдает товар. По-видимому, заплатив за это из своего кармана, – отметил житель города Асхат.

Кстати, в законе о том, можно ли потребителю давать в долг, ничего не говорится.

Существует Кодекс РК «Об административных правонарушениях», в котором отмечено: «Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, влекут штраф на физических лиц в размере 10 МРП, на субъектов малого предпринимательства – 20, на субъектов среднего предпринимательства – 30, на субъектов крупного предпринимательства – 50 МРП».

Остается только догадываться, где совпадение, а в каких случаях заведения выбирают подобную стратегию намеренно. Почему, находясь примерно в одной финансовой ситуации, одни магазины всегда имеют сдачу, а другие на регулярной основе считают правильным просить клиента забрать мелочь в другой день. День, который, как правило, никогда не наступает.

Яна ГАРЬКУША, карикатура создана
с помощью ИИ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77