Костанай и костанайцы

Доехали до цели

Самый дешевый автомобиль в Казахстане будут производить на костанайском автозаводе

Скорее всего бюджетные авто стоимостью не выше трех миллионов тенге будут узбекского бренда.

Автомобилестроение в Казахстане обогнало уже горнодобывающую отрасль, которой так славилось наше государство в мире на протяжении многих десятилетий. Вот уже три года эта отрасль экономики страны бьет все рекорды по темпам роста. И в этом есть заслуга костанайского автозавода, который считается лидером по производству автомобилей в республике, так как половина собранных в РК авто приходится на местный автозавод: из 50 447 машин, сошедших с конвейера в стране в 2019-м году, 25 800 – сделаны в Костанае. В текущем году у руководства ТОО «СарыаркаАвтоПром» куда более амбициозные планы – увеличить объемы производства еще вдвое и выпустить 50 тысяч машин.

Кроме того, линейка автомобилей пополнится еще одной моделью. На базе костанайского автозавода будет организовано новое предприятие по выпуску машин узбекского бренда Шевроле. Соответствующее соглашение уже подписано сторонами во время Второго форума межрегионального сотрудничества Узбекистана и Казахстана, который состоялся в конце февраля текущего года в Ургенче.

ПЕРВЫЕ ВСЕГДА, ПЕРВЫЕ ВЕЗДЕ

Тенденции стремительного роста местного машиностроения наблюдаются на протяжении последних трех лет. Ежегодно костанайский завод вдвое увеличивает объемы производства. Если в 2017-м с конвейера предприятия сошло 6000 авто, то в 2018-м – 12 006, а в прошлом – уже свыше 25 000. В 2020-м, также не отступая от уже хорошо сложившейся традиции, местный завод выпустит в два раза больше авто, то есть 50 000 единиц.

При этом производство растет с ростом спроса на отечественные машины. Только за последние годы он вырос на 12% – с 48% в 2018-м до 60% – в 2019-м. Более того, в декабре прошлого года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 64%, обновив исторический максимум продаж.

Самым «ходовым» новым автомобилем в Казахстане считается Hyundai, произведенный на костанайском автозаводе. Он абсолютный лидер продаж на внутреннем рынке. И хотя его стоимость начинается от 6,5 млн тенге, многим покупателям куда важнее его привлекательный внешний вид, а также удобства салона. В прошлом году с конвейера сошло порядка 16 тысяч авто этой модели. Почти все они нашли своего покупателя. Еще один рекордсмен продаж – Ravon. Бюджетная машина, также собираемая на заводе в Костанае, сразу пришлась по вкусу казахстанцам. А все благодаря тому, что узбекский бренд сумел соединить в себе две немаловажные детали – цену и качество.

Цена Ravonа очень привлекательна. Как известно из информации официальных дилеров, в 2018-м он стоил 2 млн 800 тыс. тенге, поэтому все производимые на заводе машины практически тут же уходили влет. В прошлом году цена на этот автомобиль немного поднялась до 3,4 млн тенге, но он также популярен. Если взять, например, Ладу Калину, которая стоит три миллиона тенге, то казахстанцы предпочтут немного доплатить и купить Ravon, потому что у него движок от Шевроле. Этот автомобиль более крепкий и более комфортный. В прошлом году мы собрали 5000 авто марки Ravon, в текущем году, учитывая спрос на него, объемы производства будут существенно увеличены.

Сейчас на костанайском заводе производят 10 марок автомобилей: Jac, Hyundai, Ravon, Niva Chevrolet, а также коммерческой техники Man, Iveco, Jac, Ankai, Yutong, УАЗ. В текущем году эта линейка будет расширена. В местных широтах начнут производить узбекский бренд Шевроле. Премьер-министры Казахстана и Узбекистана Аскар Мамин и Абдулла Арипов подписали соглашение о создании в РК узбекско-казахского совместного предприятия, которое расположится на территории костанайского автозавода, мощность которого позволяет производить любые марки и модификации легковой, грузовой и спецтехники. У нас есть площади, коммуникации, специалисты. Инвесторы, которые приходят к нам, видят большие перспективы, поскольку у нас внутренний рынок довольно объемный, да еще и Россия рядом.

На состоявшемся в Ургенче форуме также было отмечено, что вскоре в Костанае начнут выпускать бюджетный автомобиль.

– В рамках проведенных переговоров с Правительством и задач, поставленных им, существует новая задача – это производство отечественного автомобиля, так называемого лоукоста, когда стоимость не должна превышать трех миллионов тенге. Будут созданы дополнительные программы, в том числе автомобильного кредитования, лизинговых процедур. Мы нашли модель, которая позволила иметь конечную стоимость автомобиля в автосалоне не более трех миллионов тенге, – заявил президент ОЮЛ «Ассоциация казахстанского автобизнеса» Андрей Лаврентьев.

И НАМ ХВАТИТ, И СОСЕДЯМ ОСТАНЕТСЯ

Автомобили, произведенные в Костанае, расходятся, как горячие пирожки, не только на внутреннем рынке страны, они также хорошо продаются и в соседние государства.

ТОО «СарыаркаАвтоПром» – ведущее экспортоориентированное предприятие в автомобильной промышленности страны. Автомобили JAC, Ravon и Hyundai заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах. Экспорт по сравнению с 2018 годом увеличился в 10 раз. Всего с начала 2019 года на экспорт ушло 2 629 автомобилей JAC, Hyundai и Ravon.

С 2016 года компания стала экспортировать свою продукцию в страны Таможенного союза. Первые поставки производились в Таджикистан. Сейчас автомобили поставляются в пять стран: Российскую Федерацию, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан. С каждым годом компания наращивает экспортный потенциал, в прошлом году было экспортировано 2 629 единиц. В 2020 году планируется поставить в близлежащие страны 30% произведенных на костанайском заводе автомобилей, а точнее порядка 20 000 единиц.

НЕ МАШИНАМИ ЕДИНЫ

Широкую известность в стране костанайский автозавод получил не только благодаря производству машин, но и спецтехнике. В конце 2016 года с конвейера предприятия сошла первая партия автобусов. За последние три года автозавод произвел более тысячи автобусов на дизеле, газе и электроавтобусов, тем самым активно участвуя в программе обновления автобусного парка РК.

Уже обновлены автобусные парки городов Актобе, Атырау, Кокшетау, Павлодар. На сегодняшний день автобусный парк Шымкента пополняется 890 единицами автобусов.
В процессе обновления находятся города Актау, Костанай, Туркестан и Талдыкорган. 100 электроавтобусов на стадии передачи в столицу Казахстана – в г. Нур-Султан, и 170 – в Атырау.

Валентина МЕЛЕХОВА
Фото пресс-службы САП


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77