В ритме города Костанай и костанайцы

«Азия-Человек» и метро в Костанае – эти идеи и не только принадлежат энергетику Александру Соловьеву

Он с 17 лет трудился в сфере энергетики, а еще преподавал в костанайских колледжах. И хотя патентов на какие-то изобретения специалист не имеет, но всегда придумывал интересные идеи

В преддверии Международного дня изобретателя, который отмечается 9 ноября, корреспонденты «НК» встретились с Александром Владимировичем.

О ЖИЗНИ

Александр Соловьев называет себя образцом 1950 года рождения.

– Я родился на Сахалине, а мои родители из Подмосковья. В Костанай переехали во время поднятия целины, мне тогда было 12 лет. Дальше учеба, служба на флоте, трудовая деятельность, – рассказывает Александр Владимирович. – Я хотел быть летчиком, поступал три раза, не получилось. В итоге пошел в Рудненский политехнический техникум на специальность «электрификация и автоматизация горных работ». Заочником был, призвали в армию, документы пришлось забрать. А в 1973 году поступил в Челябинский политехнический институт на «электроснабжение промышленных предприятий городов и сельского хозяйства». Когда окончил, мне было 32 года. Все время до этого я уже работал в энергетике. В 18 лет у меня был 3 разряд электрика.

Соловьев трудился на заводе КЖБИ, занимался эксплуатацией и ремонтом оборудования. В центральных электрических сетях, сегодня это ТОО «МРЭТ», в районе п. Киевский. Это была «большая энергетика». Далее ТЭЦ, где Александр Владимирович был начальником электрической службы. А когда в 1991 году ситуация стала шаткой, он ушел в энергонадзор. Затем работал на линии «миллионке» (линия переменного тока 1150 кВт – прим. ред.), той, что находится на 27-м километре Рудненской трассы. Теперь ей заведует АО «KEGOC».

– До 1997 года мы подчинялись Москве, все вопросы, связанные с ремонтом, отключениями, какими-то авариями, приходилось решать через головное управление. Вся сеть была связью Сибири, Казахстана и Урала. Мы выходили на Барнаул, Экибастуз, Кокшетау и Челябинск. Еще существовала линия на полтора миллиона вольт, которая шла в районе Житикары от Экибастузских электростанций. ГРС-1 и ГРС-2 – это комсомольские ударные стройки, наши ребята там работали. Довелось мне потрудиться в этой огромной команде, а дальше все стали растаскивать в частные руки, – отметил Соловьев.

ДОРОГО ОБХОДИТСЯ

Специалист считает, что вся энергосистема должна принадлежать государству. Так в цепочке от производителя энергии до потребителя не будет лишних звеньев, которые могли бы накрутить цену.

– В 1996 году бывший Президент сказал простую вещь, что Казахстан обеспечен электроэнергией на 100%. А в 97-м Костанайская область получала 900 мегаватт на свое электроснабжение, этого объема не хватало, существовал дефицит, света не было. Честно сказать, мне обидно за энергетику, сейчас в этой сфере неграмотные люди. Они пришли карьеру строить, а честными путями этого добиться здесь невозможно. Вспомните Николу Теслу, делал всю жизнь добро и нужные вещи, а умер без серебряника в кармане, – поделился собеседник.

Александр Владимирович отмечает, что дефицит энергии сохраняется до сих пор, и он будет повышаться, потому что электропотребление растет.

– Стоимость электрической энергии и отпускная по электронному счетчику разнятся. Мы потребляем только треть из подаваемого нам объема. То есть платим за 100%, а имеем 30%. Остальное – потери, которые нам заносит счетчик. Откуда они? Линии у нас протяженные, на большом расстоянии друг от друга, поэтому и теряется энергия в пути. Плюс некачественный провод и изоляция, – поясняет Соловьев. – В советское время мы считали 17-19% потерь нормальными. Правда, стоило тогда электричество всего 4 копейки. А сейчас? Кому это выгодно? По моему мнению, электрическая энергия в Казахстане не должна ничего стоить для рабочего человека. А как это возможно организовать? Легко и просто. У нас же есть адронные коллайдеры и прочие изобретения, равноценные вечному двигателю, все это нужно использовать на благо людей. Плюс природные электростанции. Наша земля и так все нам дает, но это невыгодно для отдельных слоев.

АЭС

Опасения горожан по поводу атомной энергетики Александр Владимирович не разделяет.

– В Турции, Египте, Венгрии, Болгарии работают АЭС по типу тех, что были в Советском Союзе. Конечно, в процессе строительства и эксплуатации нужны профессионалы, чтобы не произошло никаких трагедий. Академик Сахаров давно высказался о том, как АЭС можно построить правильно и без вреда. Вот выработали карьер, залили в нем прочный фундамент и возвели АЭС. Если что-то произойдет, то ее аккуратно засыпет, и под землю в грунтовые воды радиация не уйдет. Опасного излучения и воздействия не будет. Да, это дорого, но надежно и вечно, – говорит Соловьев.

Кроме того, Александр Владимирович напомнил, что АЭС в Казахстане уже существовала в Актау. Она работала на быстрых нейтронах, первая такая в Союзе. С ее помощью еще и воду опресняли.

В 90-е следить за станцией стало некому. Специалисты с огромным опытом в энергетике уехали в другие страны за лучшей жизнью, в Казахстане сложилась тяжелая ситуация.

– Самое большое богатство страны – это люди! Есть они, будет и нефть, и газ, и хлеб. Мне жаль, что многие специалисты-энергетики, которые работали и приносили огромную пользу, уехали. Потеря тех кадров сказывается сейчас на нашей энергетике. В руководителях одни экономисты. Считать доходы и расходы – это одно, но нужно понимать саму сферу энергетики. Глеб Кржижановский когда-то собрал команду инженеров, которая поставила энергетику Советского Союза на 3-е и на 2-е место в мире, – рассуждает Соловьев.

ИДЕИ ОЖИВАЮТ В СТУДЕНТАХ

Интересуемся, смог ли Александр Владимирович встретить толковых специалистов среди студентов, которых обучал в КИнЭУ и политехническом колледже, завершив работу на производстве.

– Мою группу электриков, состоящую из 19 человек, в их числе была и одна девушка, называли бандитами, а когда они защитились, все были в восторге. Вроде бы дурака валяли, а за полгода до защиты будто все осознали. Я старался с ними креатив проявлять, например, предлагал сделать проект костанайского метрополитена, не взялись. Но был студент, который создал проект электроснабжения шахты Соколовской. Мне пришлось в интернете искать документы с похожими схемами, потому что существующие были засекречены. Этот парень защитился, был простым электриком, а через 3 месяца стал главным инженером. Проект сложный. Ведь в чем особенность электроснабжения в шахте? Там напряжение не 220 и 380 вольт, а 660. Потому что протяженность глубины шахты составляет километры, идет большая потеря напряжения, – объясняет собеседник.

Другой интересный проект под названием «Азия-Человек» Александр Владимирович «навязал» своему товарищу. Учиться его, кстати, тоже заставил Соловьев.

– «Азия-Человек» – это мачта или сооружение порядка 190 метров высотой. На нем есть два вертикальных ветрогенератора, они вращаются в разные стороны, чтобы мачта не качалась. Сама конструкция выполнена в виде человека, издали он будет казаться шагающим по степи. В районе пояса у него смотровая площадка, чтобы любоваться городом. Планировалось, что «Человек» будет стоять в районе ж.м. «Дружба», как раз с видом на Костанай, – рассказывает Соловьев.

Суть этого проекта не только обеспечить электрической энергией жилой массив, «Человек» еще и создаст микроклимат над городом.

– На мачте по проекту имеется установка, которая распыляет микроскопические капли воды, ветром облако с электрическим разрядом перегонит на город, оно сможет очистить воздух и насытить его влагой, – заключил Александр Владимирович.

Интересных идей у нашего героя много, жаль, что они гасятся отсутствием финансирования.

Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77