Костанай и костанайцы Социум

Костанаец Байаман Таалайбек уулу о традициях кыргызского народа, единстве и современных тенденциях

В преддверии 1 мая «НК» побеседовал с новым председателем кыргызского этнокультурного объединения «Асаба».  Речь шла об активистах и волонтерах общины, их особой гражданской позиции и планах на будущее

НОВЫЙ ПУТЬ

– Байаман, расскажите, как пришли в костанайский филиал Ассамблеи народа Казахстана? Что она для вас значит?

– Я член АНК со дня открытия нашего этнокультурного объединения. Создал и больше 10 лет возглавлял его Канатбек Беделбеков, затем председателем около пяти лет был Эркинбек Алипсатаров. В этом году встал вопрос о переизбрании председателя, чтобы поставить во главе представителя молодого поколения. Путем голосования 28 февраля выбрали меня.

АНК помогает разным этносам сохранить свою культуру, историю и обычаи, что в наше время очень ценно.

– Много ли ли молодежи участвует в жизни «Асабы»?

– Наше этнокультурное объединение насчитывает около 300 человек, включает как маленьких детей, так и взрослых. Молодые люди всегда откликаются на просьбу поучаствовать или помочь организовать мероприятия.

– Действенный способ привлечь – использовать соцсети. Продвигаете ли вы ваше этнокультурное объединение таким образом?

– Когда меня назначили председателем, мы создали страничку в Инстаграме @asaba.kst, начинаем постепенно наполнять контентом. Планируем вести блог о жизни «Асабы», показывать, как проходят встречи, подготовка к мероприятиям. В будущем хотим ввести рубрику и рассказывать интересные исторические факты, делиться традициями.

– Члены вашего сообщества нередко выступают волонтерами, вот и недавно помогали пострадавшим от паводка…

– Да, наши ребята угощали других волонтеров кыргызским пловом, лепешками, парни наполняли песком мешки, которые шли на барьер для воды. Общими усилиями мы собрали больше 500 тысяч тенге и отправили их в фонд «Көмек.kst». У нас инициативная молодежь, это не может не радовать.

– Назовите, пожалуйста, известных представителей кыргызского этноса, которые проживают в Костанае?

– Я (смеется). На самом деле, среди членов нашего общества много тех, кто добился успеха. Среди молодежи это братья Акинбек и Даткабек Еркенбек уулу, оба являются мастерами спорта РК по кикбоксингу, многократные чемпионы и призеры республиканских, международных турниров. Еще один талантливый спортсмен – Оросбек Канатбек уулу, он серебряный призер чемпионата Казахстана по дзюдо, многократный чемпион международных турниров. Есть уважаемые кыргызы и в сфере культуры, к примеру, главный режиссер областного казахского театра драмы имени Омарова Баатырбек Шамбетов.

САМОБЫТНОСТЬ И ЕДИНСТВО

– Говорят, народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего…

– Полностью согласен с этим утверждением. Поделюсь некоторыми фактами. Из школьных уроков истории мы помним, что «қазақ» в переводе с тюркского означает «вольный человек». Те же запорожские и донские казаки так называли себя, подчеркивая свободолюбие. А вот о происхождении слова «кыргыз» мало кто задумывался. Одни отмечают, что с тюркского это переводится, как «крепкий», другие – «степной», но большинство приходит к мнению, что «кыргыз» произошло от «кырк», то есть «сорок». Столько племен и составляет наш народ.

Кстати, первоначально кыргызы жили на территории Сибири, вблизи реки Енисей, где сейчас Республики Тыва, Саха и другие. Можно сказать, что они наши дальние родственники.

И еще. Издревле священным животным кыргызы считали маралов. По преданию, один  родов – бугу – произошел от Бугу-Эне, что в переводе означает «мать–олениха». Об этой легенде в повести «Белый пароход» рассказывает и Чингиз Айтматов. Кстати, маралы изображены на гербах многих городов Кыргызстана.

– У тюркских народов много схожего в культуре, а какие особенности есть только у представителей вашего этноса?

– Тусау кесер, или перерезание пут, – традиционный обряд многих тюркских народов. Но у каждого есть свои нюансы. К примеру, у казахов для проведения обряда принято выбирать почетного богатого человека, чтобы малыш повторил его судьбу. У кыргызов все по-другому, мы проводим забег среди гостей. И тот, кто первым преодолеет дистанцию и будет перерезать путы. Ведь когда ребенок только начинает ходить, его ножки еще слабенькие, поэтому обряд проводит человек с самими крепкими и быстрыми ногами.

– Как вы считаете, мешает ли процесс глобализации сохранению традиций?

– Конечно, нет. Начнем с того, что даже в советские времена, когда на государственном уровне были под запретом религиозные, традиционные праздники, а в школе преподавали только русский язык, все народы сохранили свою культуру.

В наше время глобализации молодежь не только учит английский, китайский и прочие языки, но и ценит, бережет свою культуру. Они понимают, сколько усилий для этого приложили предки. Я думаю, что мы сможем сохранить свою идентичность. Как раз для этого и существует этнокультурное объединение: напомнить или познакомить с традициями, историей, обычаями.

– В новостях мы часто видим информацию о том, что в Кыргызстане проходят митинги, журналисты создают множество независимых СМИ, не боятся говорить на проблемные темы. Как вы думаете, такая гражданская активность присуща всем жителям Кыргызстана?

– Всю сознательную жизнь я прожил в Казахстане, Костанае. Конечно, объективно рассуждать мне сложно, но поделюсь субъективным мнением. Кыргызы – большие патриоты, к тому же сплоченный народ. Когда у них возникают определенные недовольства, то они объединяются и пытаются решить проблемы родины. Возможно, действительно такое гражданское неравнодушие – наша отличительная черта.

– 1 мая – День единства народа Казахстана. Что эта дата значит для вас?

– Костанай – мой родной город, и именно здесь ярко видна сплоченность разных народов Казахстана – когда русские жарят баурсаки на Наурыз, а казахи пекут куличи на Пасху. Это взаимный интерес, уважение и принятие традиций разных этносов. Сейчас в Казахстане проживают представители более 130 национальностей, причем дружно, как одна семья. 1 мая – еще один повод вспомнить это и проявить интерес к культурам народностей.

– Спасибо за интервью! С праздником!

ДОСЬЕ: 

Байаман Таалайбек уулу родился 22 марта 1994 года в Оше, Кыргызстане. Вырос в Костанае, окончил среднюю школу №14, Костанайский социально-технический колледж и КСТУ им. З. Алдамжара. Имеет юридическое образование.

Профессионально занимался спортом, его наставником был Нуржан Ермагаметов, который ныне является руководителем ДЮСШ №1. Имеет разряд КМС по дзюдо, также занимался самбо. Был многократным чемпионом области, призером республиканских и международных соревнований.

Ранее работал в банке, в логистической фирме, IT-компании. Последние 5 лет трудится в сфере недвижимости, на данный момент  коммерческий директор строительной компании ELENA D.

Больше 10 лет является членом кыргызского этнокультурного объединения «Асаба», с марта этого года стал его председателем.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО

 


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77