Костанайская певица Айсулу Туткушева о миссии артиста в непростые времена, Батырхане Шукенове и дуэте «BRO»
Певицу Айсулу Туткушеву знают даже люди, далекие от музыки. А последние пять лет девушка зарекомендовала себя в качестве талантливого наставника и руководителя творческой школы «ARTIST».
«У артиста должна быть позиция»
– Айсулу, в последнее время ваши воспитанники исполняют песни, которые затрагивают тему войны и мира. Расскажите о вашей позиции.
– Мы стараемся не трогать политику, но выражаем свою позицию – мы против войны и насилия в любом его проявлении, неважно, Казахстан, Россия или Украина. Мы за мир во всем мире.
В непростые времена всегда появляется много информации, и сложно понять, где же правда. У каждой стороны она своя. А когда мы поем песни, у людей в душе просыпаются совсем другие чувства. Человек ненадолго отвлекается от каких-то сложностей и страхов. Неизвестность пугает. Одна из больших целей артистов и культуры в целом – поддержка человека.
Сразу после январских событий мы опубликовали работу, которая получила большой отклик. У Игоря Матвиенко есть проект «Жить», а мы сделали свою версию, по-казахстански. В тот момент мы хотели донести, что самая главная человеческая ценность – это жизнь. Во время локдауна у нас вышла видеоработа на песню Дениса Клявера «Когда ты станешь большим». Тогда все зациклились на пандемии, боялись этих бесконечных ограничений и были в диком напряжении. Когда вышла эта песня, очень многие писали, что вспомнили о семейных ценностях, детях, родителях.
– Вы говорите, что артист помогает зрителю отвлечься, справиться со страхом. А где артисту искать силу?
– Само творчество, искусство – это огромная сила. А кладезь той самой энергии – душа артиста, его искренние эмоции и харизма. Когда же ты посылаешь зрителю энергию, то взамен получаешь позитивные эмоции. Образуется энергетическая «восьмерка». Когда человек выходит с концерта с горящими глазами, начинает всем звонить, выкладывает сторис, потом пишет в личные сообщения, как ему понравился концерт, – то понимаешь, что ради таких моментов ты и работаешь.
О роли преподавателя
– Расскажите, пожалуйста, про педагогическую деятельность. Как к этому пришли?
– Семь лет назад я открыла свою творческую школу «ARTIST». Хотя я всегда говорила, что буду преподавать, когда мне будет лет 60 (улыбается). Но потом жизнь поставила меня в такие рамки, что выход был один – идти преподавать. Тогда у меня было всего несколько учеников, за которых я держалась и боялась их потерять. Ведь как преподавателя меня еще никто не знал, а как вокалистку уже начали подзабывать после двух декретов. Я попала в небольшую воронку забвения, и мне пришлось начинать все с нуля. Первый год занималась со взрослыми, поскольку боялась, что не смогу правильно научить именно детей. Позже – с подростками, а потом с детками. Сначала у меня было около пятнадцати воспитанников, а сейчас наш коллектив насчитывает около 80 человек.
– Чтобы заниматься с детьми, нужна методика и правильный психологический подход. А как вы сами относитесь к психологии?
– К сожалению, у нас в менталитете сложилось так: если ты идешь к психологу, то ты псих. Я же отношусь к этому иначе. Когда мы работаем с родителями учеников, то я прошу их не говорить своим детям: «Замолчи! Закрой рот! Ты громкий!», иначе у ребенка появятся комплексы. Ко мне приходили подростки, которые слышали такие слова в детстве. И они были очень зажатыми и даже забитыми. А чтобы преодолеть эти комплексы в зрелом возрасте, нужно будет проделать большую работу над собой. Также психология помогает разбираться в людях и предугадывать их поступки. Например, одного ребенка достаточно поругать, чтобы он понял свою ошибку, а на другого достаточно просто посмотреть. Каждый человек индивидуален, и когда ты это понимаешь, то жизнь становится проще. Для меня психология – это ключ к себе и другим людям.
– А связаны ли каким-то образом психология и вокал?
– Да. Насколько человек уверен в себе, так он и будет звучать. В моей практике была одна женщина, которая пела очень глухо, будто она где-то закрылась у себя в доме, заколотила все окна и двери, спряталась в шкафу. Когда я об этом ей сказала, ученица ответила, что именно так она себя и чувствует! Я часто угадываю настроение вокалистов по их голосу. Когда ко мне приходит взрослая группа на вокал, мы шутим, что у нас сеанс психотерапии. Очень много вопросов решается во время таких занятий.
– А вы сами продолжаете петь?
– Сейчас да, хотя у меня был такой период, когда я ушла с головой в преподавание. В какой-то момент решила для себя, что я педагог и руководитель. А потом пришло осознание, что в первую очередь я певица. Последние года два работаю как вокалистка с оркестрами, активно восстанавливаю свою форму, нарабатываю репертуар. Петь с коллективом и одной – разные вещи. Когда ты один выходишь на сцену, то должен своей энергией заполнить всю сцену, чтобы зрителю было интересно. Я бы хотела в будущем попробовать свои силы в серьезных конкурсах, но это огромная ответственность. Ведь теперь я не только певица, но и преподаватель по вокалу.
Батырхан Шукенов, X-Фактор и дуэт «BRO»
– Вы участвовали в крупнейшем телевизионном конкурсе начала двухтысячных – SuperStar KZ. Расскажите об этом опыте.
– Мне тогда посоветовали родители попробовать свои силы. Сначала я к этому отнеслась скептически, даже с юмором заполнила анкету. Когда прошла в алматинский тур, туда приехали сто лучших вокалистов Казахстана. Я тогда думала про себя: зачем я здесь? Я же никуда не пройду! И так думала про каждый тур. В итоге проходила за разом раз и дошла до полуфинала. В финал не прошла из-за того, что не очень хорошо подготовилась и не отстояла свою позицию по песне. Продюсеры навязали мне одну композицию, а Батырхан Шукенов советовал другую, которая нравилась и мне.
– Расскажите о Батырхане Шукенове. Какие у вас воспоминания о нем?
– Одно из самых ярких – мастер-класс от музыканта. Он давал много полезных советов в плане вокала. Общение с ним и другими членами жюри – это мое первое общение со звездами мировой величины. Тогда они очень вдохновляли нас своей историей, характером. Батырхан – это очень яркий и мощный талант нашей эстрады. Сколько его нет, но о нем помнят, его песни слушают – это большой показатель.
– Победителей 8-го сезона X-Фактора, наших земляков дуэт «BRO», поддержали, верно?
– Я их готовила именно к X-Фактору. Они не были моими учениками с пеленок (улыбается). Мы с ними около месяца плотно работали над репертуаром, я подсказывала, как лучше держать себя на сцене. Плюс еще была большая поддержка от Анатолия Цоя, и результат не заставил себя ждать. Тогда каждую субботу я была как на иголках, очень переживала за парней. Когда они прошли первый тур, разревелась, так сильно перенервничала. Потом они советовались со мной, какую песню лучше выбрать, чтобы понравиться зрителям. Приехав на финал, чтобы поддержать зрителей, я встретила и Анатолия Цоя.
– Да, мы видели в ваших соцсетях фотографию с Анатолием. С кем еще из знаменитостей лично встречались?
– Я знакома с Розой Рымбаевой, мы встретились, когда было какое-то официальное мероприятие. А вторая наша встреча была уже в костанайской филармонии. Она зашла в зал во время моей репетиции с детками, произнесла добрые слова напутствия. Было очень приятно и мне, и ребятам. Также посчастливилось пообщаться лично с Нурсултаном Назарбаевым, когда он приезжал в Костанай. Он произвел впечатление начитанного и уверенного в себе человека.
О личном
– Ваш супруг тоже музыкант?
– Мой супруг Евгений был бас-гитаристом в рок-группе. А познакомились мы в ресторане, где я работала певицей, а он звукооператором. Для меня рок долгое время был чем-то непонятным, но нам все же удалось найти точки соприкосновения. В какой-то момент мы стали друг другу близкими и родными людьми, а потом поженились. У нас две прекрасные дочери. Старшей Айе-Софии одиннадцать лет, а младшей Еве-Марии – семь. Мой муж сейчас ушел в бизнес, но музыка до сих пор в нашей жизни.
– Дочери пошли по вашим стопам?
– Старшая дочь была немного замкнута поначалу, но когда начала заниматься вокалом, то раскрылась. Младшая почему-то не хотела петь, но потом все же попробовала. А недавно Ева-Мария сказала, что ей нравится выступать на сцене. Это очень радует меня.
– А ваши родители тоже связаны с музыкой?
– Мой папа Бахытжан всегда был меломаном. А мама Райса замечательно поет, хотя она никогда не училась в музыкальной школе. Думаю, мои певческие способности от нее. Родители всегда поддерживали меня. Когда я поступала на музыкальный факультет, то родственники отговаривали, но не родители. Они всегда были за творчество и не ставили мне рамки.
– Есть ли у вас хобби?
– Моя работа и есть хобби. Были такие моменты в жизни, когда работа просто превращалась в зарабатывание денег. Тогда понимала, что я растеряла всю энергию, потеряла себя и ту самую искру от творчества. Я долго искала ее вновь, но, слава богу, нашла (улыбается). В том числе мне в этом помогло преподавание. Во время занятий с детьми я сама учусь у них многому. И от этого идет та самая энергия. Есть такие слова: «Найди себе работу по душе, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Так и оно есть.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото героини материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77