Костанай и костанайцы

Что в городе тебе чужом?

Корреспонденты «НК» решили улучшить областной центр, исследовав примеры других регионов

Бывая в разных городах и странах, мы невольно начинаем сравнивать инфраструктуры, а найдя плюсы, примеряем их для реалий Костаная. А вот если бы, а вот кабы…

Алматы

Наверное, все костанайцы трепещут от восторга, когда приезжают в город яблок. Обидно за Костанай, но не заметить этого нельзя: по качеству городской среды мы намного уступаем южной столице. Начнем с малого: здесь везде есть ливневки, бордюры на перекрестках «скошены», дабы легко можно было проехать с коляской или на коляске, а также самокате или велосипеде. А тот факт, что бордюры не крашены, делает Алматы похожей больше на Европу, чем Казахстан. Зачем вообще тратить краску на это дело?

Костанаю стоило бы позаимствовать опыт Алматы в плане продвижения велокультуры. Основную роль в этом играют велодорожки. Благодаря развитию экологичного транспорта город становится еще оживленнее. Кататься здесь одно удовольствие! Никакой тебе тарахтящей под колесами самоката брусчатки, вместо этого власти города предлагают тебе ровный асфальт и свою полноправную полосу на дороге. Что еще надо для счастья?

Нельзя не сказать и о дорожной разметке. В Алматы она гораздо долговечнее костанайской. Это не просто краска, которая через неделю начнет бледнеть, а через время и вовсе сотрется. Здесь разметка наносится толстым слоем и не обычной краской, потому что «зебру» в буквальном смысле можно потрогать. Тогда почему у нас стандарты не такие?

Еще одна боль костанайцев – автобусы, которые с прошлого года ходят даже хуже, чем раньше. А вот в Алматы такой проблемы нет: автобусный парк находится в руках города, а не частников, поэтому правила здесь диктует акимат. Транспорт ходит регулярно, маршрутов много, по часу на остановках стоять не нужно. Конечно, и без давок в час-пик не обходится, но это неизбежно.

Еще один плюс общественного транспорта Алматы – отдельные полосы для автобусов и размещенные на остановках карты маршрутов. Любому туристу с таким сервисом будет комфортно.

Тюмень

Несколько лет назад, посетив Баку и Габалу, я влюбилась в азербайджанцев. Меня поразила гигиена и чистота в стране. Везде хорошие туалеты с наличием туалетной бумаги, а в некоторых кафе даже душ можно принять… Побывала недавно в Тюмени, и опять же меня поразили городские туалеты. Бесплатные и при этом наичистейшие. Тут тебе и зеркало, и бумага, и мыло. Казалось бы, мелочь, а приятно. Вот где уж точно думают о народе.

–  Платные туалеты – это изобретение европейское, возможно, немецкое, и оно перекочевало в СНГ. В США все туалеты бесплатные. По закону, каждый бизнес обязан иметь бесплатный туалет для клиентов в Америке. Мой муж, американец, сильно смеялся, когда обнаружил, что за туалет надо платить в СНГ. Я ему говорю, что так по всей Европе. В целом поездка в Москву и Казахстан ему понравилась. Но платные туалеты у него до сих пор вызывают смех, – написала под моим постом в Facebook однокурсница Таня Нуборг.

А еще в Тюмени меня поразило отношение к лесу, и это при том, что тот регион богат на зеленые насаждения. Вдоль дороги, где идет ее строительство в городской черте, каждое дерево огорожено досками. Там экологи следят за каждым деревом и не дай Бог подрядчик повредит корневую систему, надломит или повредит дерево. Мало ему тогда не покажется!

Кутаиси и Батуми

В Грузии на себя сразу обращает внимание архитектура. К примеру, в Кутаиси и Батуми не встретишь облицовку алюкобондом. Фасады реставрируют с помощью камня: гранита, мрамора, совсем как, например, в Челябинске. Фонтаны тоже отделаны камнем, и настолько качественно, что не осыпаются и не портятся от воды. Гуляешь по улицам и завидуешь тому, какие здесь малые архитектурные формы. Они сделаны из бронзы и другого металла. Да, это не дешево, но такие МАФы простоят десятилетия, а вложиться в них нужно всего один раз.

В Батуми часто встречаются узкие улочки с односторонним движением. Но и вдоль таких улиц проложены велодорожки и пешеходные переходы, это пример того, как можно сделать движение более комфортным в уже существующей застройке.

Удивляет подход к обновлению парков и садов, когда рядом со старыми насаждениями высаживают молодые и не торопятся браться за пилу. Вот бы у нас делать также: не спиливать старую зелень, а сначала сажать рядом с ней новые деревья, смотреть, как они приживаются, и лишь затем убирать умирающие.

А еще нашим рестораторам стоило бы поучиться у грузин сервису: даже в самом обычном кафе гостя встретят с душой, не наигранно, создадут вокруг атмосферу уюта и тепла. Отношение к посетителям здесь особенное, такое, что люди могут ходить в один и тот же ресторан годами и не стремятся найти другое место. Интерьеры тут и вовсе не повторяются, поражая дизайном.

Челябинск

В Че чувствуешь себя как дома, но понимаешь, что ты в гостях. За четыре года моей учебы здесь, поняла, что город пытается всеми силами сбросить с себя серость. Пример тому потрясающие по палитре и творческому исполнению муралы, которые украшают фасады многоэтажных домов. Они не идеологические: тут и белые тигры, и влюбленные парочки, и советские открытки. Как оказалось, вся эта красота, а точнее музей под открытым небом, создается в рамках фестиваля «Культурный код 2020», где принимают участие известные российские художники.

Отметила для себя еще одну особенность на Арбате (петь ему дифирамбы отдельно не собираюсь, но хорош, чертяка, что уж там говорить). Здесь на гранитные бордюры приделаны деревянные сидения различных форм, что очень удобно и отметает сразу надобность полноценных скамеек.

В Че очень много парков, посвященных страницам Великой Отечественной войны, а Вечный огонь не угасает. Стоит отдать должное разметке, она даже днем блестит на солнце, обладая световозвращаемыми свойствами. Муниципальные автобусы – отдельная ода. Новые, современные, комфортабельные. Огромный их плюс, особенно жарким летом, – наличие работающих(!) кондиционеров. Этот фактор был решающим, чтобы подождать на остановке именно городской автобус и проехаться в приятной прохладе. К слову, стоимость проезда в муниципальном транспорте – 23 рубля. Пассажиров обилечивает кондуктор, никто не несется к водителю и не ищет валидатор. Обилетят вас за 25 рублей и в трамвае, которые без устали (хотя по внешнему виду самих «машин» этого не скажешь) снуют по Челябинску.

А еще здесь уделяют большое внимание памятникам истории и архитектуры, реставрируя их и сохраняя первоначальный облик.

…Можно еще долго перечислять достоинства других городов, сокрушаться, восклицать, но любя свой Костанай мы хотим, чтобы и он менялся, развивался, вбирая в себя все самое лучшее. Наш город этого достоин! Не так ли?

Татьяна НАЗАРУК,
Александра СЕРГАЗИНОВА,
Елена НОВАК,
Зульфия НАБИЕВА,
фото авторов


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77