Как путешественник я всегда изучаю историю того места, куда отправляюсь
Қош келдіңіз!
Подготовив в желудке небольшую ямку (позже вы поймете, для чего), захватив легкую тюбетейку (нужно уважать местные традиции), мы оказались на границе. В памяти всплывают события 20-30-летней давности, когда я впервые побывала в Советском Казахстане: немного суетливый Гурьев, челночно-базарный Актюбинск. На этот раз нас ждал Костанай. Я уже знала, что Костанаю чуть больше 100 лет, основан в урочище Кустанай и несколько раз был переименован. И вообще про Казахстан я знаю многое: как страстная болельщица с интересом следила за молодыми фигуристами Элизабет Турсынбаевой и Денисом Теном, в молодости с удовольствием слушала Батырхана Шукенова, а уже в зрелые годы удалось попасть на предпандемийный концерт Димаша. Кроме того, живя долгие годы на границе, имея друзей и родственников-казахов, я думала, что знаю все про Казахстан, удивить меня будет трудно. Так мне казалось.
Удивления начались сразу в Бугристом. На российской таможне нас встретил молодой казах, быстро проверил документы (оказалось, что достаточно российского паспорта!) и объяснил, что делать дальше. Последний шлагбаум открыла юная девушка, опять же казашка, по-женски восхитившись моей шляпкой. А вот «хозяином» казахского таможенного пункта оказался русский офицер. Мимо нас прошел еще один офицер с собакой. Пес был на работе, спокойно и непринужденно обнюхивал всех стоявших в очереди. Потом мы услышали команду, обращенную к четвероногому таможеннику: «Поприветствуй гостей республики!» Пес поднял голову, и в его глазах мы прочитали: «Қош келдіңіз!» И как-то от этого сразу стало спокойно и хорошо: свои!
Костанайское радушие
Любая страна, город – это прежде всего люди. Теперь я точно знаю: в Костанае живут одни из самых добрых, гостеприимных и спокойных людей. От самой первой заправки, где местная работница, узнав, что у нас только российские деньги, готова была сама оплатить наш бензин, до последнего дня нашего казахско-степного приключения, когда за превышение скорости нас остановили полицейские: они вежливо поинтересовались, почему превысили скорость, как мы отдохнули, что нам понравилось в Костанае, пожелали нам доброго пути и посоветовали ехать аккуратно (правда, штраф они все же выписали!)
Гуляя по городу со своими друзьями, все время ловила себя на мысли: а когда же на меня начнут смотреть косо, недоверчиво? Но ничего подобного! Костанайцы неспешно совершали покупки, отводили детей в детский сад, бродили ночными тропинками в парке Победы. Чувствовалось какое-то спокойствие.
Зайдя в редакцию газеты «Наш Костанай», были приятно удивлены приему, который нам оказали. Чувствовалось, что хозяева с удовольствием рассказывают о жизни газеты и города. Так уютно было в этой редакции, что вспомнилось время моей практики в маленькой уральской газете. Выйдя из редакции, мы стали фотографироваться, вдруг к нам подбежал трехлетний казахский малыш. Он деловито встал рядом с моим другом, взял его за руку и стал позировать. Мама мальчика улыбалась и даже не старалась выловить его из взрослой незнакомой компании. Нам доверяли!
Дороги, земляника и философия Гегеля
Пешковка, Федоровка, Владимировка, Архиповка мелькали за окном автомобиля. Если бы я не знала, что нахожусь в Казахстане, и по дороге бы не встречались машины с казахстанскими номерами, точно бы решила, что еду по оренбургским степям. Промежуточный пункт нашего костанайского вояжа – небольшое село с «чисто казахским» названием Татьяновка. Всегда поражаюсь искренности таких встреч. Мы впервые встретились с Булатом, хозяином небольшого, как он сам говорил, хозяйства (а по мне так оно было огромное!), но встретили нас как самых близких и дорогих гостей. Нас ждал с широким размахом накрытый стол. Не буду пересказывать, что на нем было, чтобы не нагонять аппетит. Скажу только, что моему мужу была предложена голова барана: по местным традициям ее давали старшему уважаемому гостю.
Кроме дастархана, нам была предложена прогулка по степям, где паслось несчетное количество лошадей, коров и овец. А вокруг зеленое золото: поля, засеянные пшеницей и рожью. Мы проехали около 30 километров, а зеленый ковер все не заканчивался. Это поразительное зрелище завораживало.
Остановившись где-то в степи, мы стали собирать землянику. К своему стыду, я даже не подразумевала, что здесь может быть такая благородная ягода. А рядом готовились к своему часу маленькие кустики вишни, чуть отдававшие кислинкой. Солнце в зените, легкий степной ветерок, аромат ягод, запах ковыля, чия и горькой полыни – все смешалось и пьянило наше сознание. Возвращались обратно в Татьяновку уже в полудреме. В голове мелькали «мультики», а на переднем сиденье друг нашего хозяина делился впечатлениями о своей бурной студенческой молодости, о первой практике в загородном лагере, о том, почему не стал учителем.
– А давайте поговорим о философии Гегеля, – вдруг вырвало меня из забытья. – Вы знаете, в чем состоит его идея? Разум, природа, дух, – продолжал несостоявшийся учитель.
– А давайте вспомним Шопенгауэра! – ошарашенная предыдущей мыслью, продолжила разговор я.
Все дремота, усталость исчезли, и мы продолжили путь, бурно обсуждая какие-то философские понятия. Где я? На научном симпозиуме или в казахской степи?!
Потом вновь застолье с бешбармаком и шашлыком. Такого количества мяса в блюдах, как в эти дни, я никогда не видела. А на следующий день Александр, друг Булата, баловал нас пловом. Это не плов – это мед, который течет по рукам и попадает в рот. Забегая вперед, скажу, что за оставшиеся два дня нашего пребывания в Костанайской области мы еще не однажды побывали в гостях и ели бешбармак. Поэтому хочу поделиться советом со всеми, кто отправляется в Казахстан: перед поездкой сделайте ямку в желудке в виде недельного голодания, иначе вам не перенести такого гостеприимства.
Благодарный народ
Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, когда все больше появляется Иванов, не помнящих родства, казахи свято верят, берегут свои корни и чтут традиции. Мы были как раз в дни Курбан айта, одного из главных праздников в стране. Традиционное застолье тогда закончилось молитвой. И читал ее не глава семьи, не самый старший гость или специально приглашенное духовное лицо, а юноша, почти еще мальчик, читал, потому что так завещано предками.
Проводя специально для нас экскурсию по местному краеведческому музею, экскурсовод рассказывала, перефразируя летописи, «откуда есть земля Казахская пошла». Здесь нисколько не гнушаются и не вычеркивают советскую историю, как делают другие. Мы увидели памятник кустанайцам, погибшим в годы Гражданской войны, познакомились с первыми целинниками, честно и откровенно нам рассказали, как ссылали в казахские степи раскулаченных крестьян. Были приятно удивлены, увидев памятник В.И. Ленину и А.С. Пушкину, которые мирно соседствовали с мемориалами, посвященными казахским народным героям. А портрет казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева в стиле граффити во всю стену многоэтажного дома стремился сблизить наши культуры, чем окончательно утвердил в мысли: казахи – благодарный народ.
Слушая все больше преданий, историй, рассказов о современном Костанае, я ждала, что сейчас будет ложка дегтя в виде разговоров о том, как притесняют русских, увольняют с работы, лишают собственной идентичности. И все больше удивлялась, что этого нет, даже намека на притеснения я не увидела. Более того, сестра моей подруги, казашка по национальности, преподает русский язык в колледже. Она рассказала, что в учебном плане достаточно часов русского языка, преподается он и в общеобразовательных школах.
Сегодняшний Костанай – это молодой, динамично развивающийся город, я бы сказала, европейский город, хранящий и передающий из поколения в поколение свою историю. Кто-то скажет, как-то уж восторженно вы отзываетесь о Костанае, так ли там радужно и красиво, как описываете? Конечно, и здесь есть свои проблемы и нерешенные задачи. Многие критикуют городские власти за отсутствие в этом году цветочных насаждений, а уж скромно-невзрачные фонтаны в акватории Тобола – это притча во языцех всех горожан.
Возвращаясь мысленно к поездке по степям Казахстана, я подумала: а чего же мне не хватило? Как ни странно, мне не хватило… казахской речи. Вокруг все говорили по-русски, словно я и не выезжала из России. И не потому, что из-за врожденного гостеприимства и уважения к нам все разговаривали на русском языке, иногда переходя на казахский. Тогда почему? Представляя своих родственников, моя подруга рассказала про своего племянника, который учился в России. Он знает свой родной язык – казахский, разговаривает и пишет по-русски, в совершенстве владеет английским языком. Может быть, казахи – это люди мира, которые ищут стратегических партнеров и грамотно выстраивают взаимоотношения?
Теперь я точно знаю, я сюда обязательно вернусь. И қош келдіңіз в Екатеринбург!
Елена Чернякова,
фото из личного архива
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77