От увиденной картины корреспонденты остались, мягко говоря, в шоке. Но в том, что мы имеем, виноваты не только частники, занимающиеся хранением ТБО. Надо признать, что причина всему – сами люди и отсутствие должного внимания к этой сфере от государства
Начнем с того, что когда «НК» решил наведаться на полигоны (он у нас не один), мы обратились в акимат. Попросили специалистов проехать вместе с нами и оценить положение, прокомментировать ситуацию с сортировкой и переработкой, но поддержки не нашли. Зато руководство ТОО «Тазалык-2012» без каких-либо вопросов пустило журналистов на свою территорию.
Полигон-1
Поездка на северный полигон «Тазалыка» вблизи Федоровской трассы пришлась на ветреную погоду, а это благоприятная среда для всякого летающего мусора. Подъезжая к месту, мы в этом убедились. Вся прилегающая территория была усеяна пластиковыми мешками, ограждение в виде сетки запечаталось целлофаном почти полностью. Начальник полигона ТОО «Тазалык-2012» Али Самратов сетует, что визит корреспондентов, как по заказу, омрачил сильный ветер, обычно территория выглядит менее ужасно.
– Поймать эти пакеты чисто физически мы не можем, в этом году планирую натянуть сетку повыше, сейчас она шестиметровая. Но при ветре целлофан поднимается на 40-50 метров, так что никакие заборы ему нипочем, – говорит, встречая журналистов, Али Самратов.
В среднем на полигон ТОО «Тазалык-2012» ежедневно поступает 150 тонн мусора, машины собирают его по городским контейнерам, причем не со всех улиц единовременно, в частном секторе есть отдельный график. Прежде чем выгрузить отходы на территорию, мусоровоз проходит весовую, здесь «смотрители» на глаз пытаются изучить содержимое кузова. Ведь по требованиям Экологического кодекса на полигонах ТБО нет места всем видам мусора.
Согласно статье 351 Экологического кодекса РК от 2 января 2021 года, указан целый список того, что запрещается принимать для захоронения на полигонах: любые отходы в жидкой форме; взрывчатые, коррозийные, окисляемые, высокоогнеопасные или огнеопасные; вступающие в реакцию с водой; медицинские и биологические отходы; использованные шины и их фрагменты; пестициды; пластмассы, пластик и полиэтилен, полиэтилентерефталатная упаковка; макулатура, картон и бумага; ртутьсодержащие лампы и приборы; стеклянная тара; стеклобой; лом цветных и черных металлов; батареи литиевые, свинцово-кислотные; электронное и электрическое оборудование; строительные и пищевые отходы.
Все, что не подлежит захоронению, нужно сортировать и отправлять на переработку. В департаменте экологии сообщили, что у «Тазалыка» все эти мероприятия проводятся и имеется необходимое оборудование. Это правда, но лишь отчасти.
– У нас есть сортировочная линия, но людей, которые бы захотели здесь работать, нет. Подавали объявления везде, никто не идет. На этой линии можно было бы трудоустроить 20 человек, но даже это количество людей не справится с теми объемами отходов, что поступают к нам на полигон, – отметил Али Самратов. – Мало-мальская сортировка у нас проводится: собираем пластиковые бутылки, целлофан. Тот, что удается поймать, прессуем и направляем на завод по производству брусчатки и люков.
И на этом все. Остальной мусор, поступающий сюда, просто закапывают под землю.
– Полигон разделен на «карты», каждая 200 на 200 метров. Накопив мусор на одной из них, присыпаем его песком и землей и оставляем «отдыхать». Работники ходят по «картам», наблюдают, чтобы запрещенное не попало под захоронение. Ведь люди норовят выбросить все, что угодно. Мясные цеха сваливают в контейнеры кости и прочее, а у нас на полигоне нет условий для утилизации биологических отходов. Сейчас вокруг мясной продукции вообще такой шум идет! Бывает, что к нам приезжают и просят выгрузить подобные отходы, но мы их разворачиваем, – уверяет Самратов.
Попадание запрещенных отходов может быть опасным. Вы когда-нибудь задумывались, от чего начинают гореть свалки? Трактор, укатывающий мусор может наехать на выброшенную батарейку или телефон. Взрыв – искра – пожар. А потушить огонь на полигоне практически невозможно.
– Вода здесь не помогает, только присыпка землей, прекращение доступа кислорода. На каждой «карте» у нас для противопожарных мероприятий имеется пирамида из земли или песка. Но под присыпкой мусор может продолжать тлеть годами. Если бы костанайцы сортировали мусор и выбрасывали его туда, куда положено, многих проблем можно было бы избежать, но, увы, культуры такой у нас нет, – с сожалением отмечает собеседник.
Али Самратов придерживается мнения, что за сферу сбора отходов и их переработку должно взяться государство. Дело это очень дорогостоящее и невыгодное для простого частника. Организовать все в соответствии с законом, имея доход только от тарифа – невозможно. Затраты на технику, зарплаты людям, ремонт, горюче-смазочные материалы и обновление оборудования – тариф не покрывает. Если учитывать то, что горожане у нас за услуги вывоза мусора платят недобросовестно, то денег практически нет. На полигон, конечно, приезжают и частники – выгрузить здесь тонну отходов обойдется в 4018 тенге.
– Обычно это разовые приезды, люди говорят, что мусор получается золотым, и больше не появляются, – заключил Самратов.
Полигон-2
Ситуация не лучше складывается и здесь, это место находится по правой стороне от трассы Костанай-Рудный, на 20 километре после дачных обществ. ТОО «ЭкоПром» принимает мусор только от юридических лиц. Работать с населением в планах нет.
– Это абсолютно невыгодно, с юридическими лицами хоть какая-то стабильность, долгов нет. Объемы у нас небольшие – по 3-4 машины в день, около 80 кубов. Один куб частнику обходится в 720 тенге, для предприятий тариф – 1050 тенге. Наш полигон работает с 2016 года, есть частичная сортировка, на переработку отправляем мусор на другие предприятия. А еще мы единственные в области прошли государственную и экологическую экспертизу, на нашем полигоне есть геомембрана, которая не позволяет просачиваться в землю вредным веществам, – говорит директор ТОО Андрей Толпинский.
Правда, разговор с директором ТОО «ЭкоПром» корреспонденты «НК» провели лишь по телефону, на полигон нас пропустить не захотели. Но как оказалось, Андрей Толпинский давно работает в «мусорном» бизнесе и ему есть, что рассказать.
– Еще в 2008 году я работал в ТОО «Тазалык», тогда оно было госпредприятием, мы изготавливали плитку и люки, работал завод, сделали кучу материала, а его никто не покупал, заинтересованных людей не было. Местные исполнительные органы ведь могли заключить договор с ГКП «Костанай-Су» или «КТЭКом», чтобы они использовали экологичные изделия, но никто тогда не шевелился. И сейчас ситуация такая же, – считает предприниматель. – Тариф повышать нельзя, а как работать? Сейчас один мусоровоз стоит 40 млн тенге. Откуда деньги брать? Людям зарплата нужна достойная. Заключать договоры на вывоз мусора половина города не хочет. А как только один день мусор не вывезли, так все стрелки на «Тазалык». Должна быть какая-то система заключения договоров, сейчас те же ОСИ внедряют, у них же будут данные по каждой квартире, вот пусть обяжут людей платить за вывоз их мусора.
Толпинский отметил, что государство никак не поддерживает область переработки и вывоза мусора. Нет никаких выгодных условий по кредитам, лизинга или субсидий. Хочешь купить мусоровоз – квартира в залог.
Что говорят власти?
Обращаясь в компетентные ведомства за комментариями, мы узнали, что управление природных ресурсов и регулирования природопользования Костанайской области лишь собирает данные об объемах переработки полигонов.
– За последние три года общая доля переработки выросла до 17,7%. Долю захоронения мусора к 2030 году нужно сократить на 50%, – сообщили в управлении.
Департамент экологии – контролирующий полигоны орган, но проверки проводит по графику, она как раз запланирована на конец месяца, корреспондентов «НК» пообещали туда пригласить.
Кстати, 20 мая в наш город приедет министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев, поинтересуемся у него, какие перспективы развития есть в сфере утилизации отходов нашей области.
Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77