В ритме города

Другой мир внутри Костаная: в традиционной рубрике «НК» рассказываем о Корейском поселке

Конечно, история образования этого района трагична, его жители в основном приезжие, те, кого насильно выселяли из родных обжитых мест…

Тем не менее, спустя десятки лет, многие называют Костанай своей родиной.

Официально

Тема депортации освещена много раз, поэтому справку берем из публикаций историков Натальи Ким и Дмитрия Легкого.
В середине 30-х годов в Кустанайскую область корейцев выселяли тремя разными по численности и по политическому статусу группами. Первая (а именно она имеет интерес для нашего рассказа) состояла из нескольких человек (от 5 до 10) с Дальнего Востока, советская власть посчитала граждан «социально-опасными элементами». В 1935-1936 годах их подвергли исключению из рядов ВКП(б), а затем арестовали и сослали в Кустанай осенью 1936-го, примерно за год до массовой депортации корейцев. Это были образованные люди, активные участники освободительного и коммунистического движения на советском Дальнем Востоке в 1920-1930-х годах.

Тогда основная масса переселенцев прибыла из Хабаровской области на станцию Федоровка 7 ноября 1937 года. На полях уже лежал снег, а запасы продовольствия закончились. В Кустанайскую область хозяйства корейцев-крестьян направили из колхозов Кур-Урминского района Хабаровской области: «Тихоокеанская звезда», «Самир», «Земледелец», «Авангард». Прилегающие к Кустанаю с запада земли ликвидированного убыточного свиносовхоза №645 «Красный партизан» занял колхоз «Самир», юго-восточную территорию – колхоз «5 декабря», но тот и другой имели одну общую усадьбу в том же поселке «Красный партизан». Как раз-таки этот район Костаная и называют Корейским поселком.

Устами местных

Сегодня этот район намного больше, чем был в прошлом, состоит из улиц: Свободы, Мичурина, Тимирязева, Красносельской, Почтовой, Транспортной, Зеленой и Левобережной.

Свою экскурсию по району корреспонденты начали с магазина «Ника» по ул. Свободы, 59а. Это уже традиция – хочешь узнать подробности о жизни народной, иди в продуктовый.

Нас встретила продавец Екатерина Шин, девушка рассказала, что ее родня как раз из тех, кого в Кустанай выселили с Дальнего Востока.

– Наша бабушка жила в Корейском с самого его начала. К сожалению, я не особо интересовалась судьбой своих предков, бабушка по-русски почти не говорила, только на корейском, в детстве мы были слишком малы и не спрашивали ее о прошлом. Моя мама родилась в Корейском в 1957 году, вроде бы в тот момент он и начал застраиваться капитально с легализованными домами, – рассказывает Екатерина Шин.

К слову, о магазинах. Как оказалось, «Ника» далеко не первый в поселке, родоначальником тут был продуктовый «Корейский», его здание, которое уже много лет действует как мебельный цех, можно найти в конце ул. Тимирязева. О торговом прошлом помещения все еще напоминает окошечко в железной двери, через него продажа шла в ночное время.

Пока мы расспрашивали Екатерину, свое мнение высказал и покупатель.

– Старожилы уже вымерли давно. Корейский раньше был мощным совхозом с собственными полями и производствами, а сейчас мы, знаете ли, самый экологичный город, даже скотины нет, – буркнул мужчина.

Екатерина все же посоветовала заглянуть в гости к дяде Толе, он живет в поселке уже 77 лет. Мы так и сделали.

– Как родился здесь, так и живу, – начал свой рассказ Антолий Ли. – Родителей выслали в Костанай из Уссурийского края (Дальний Восток) в середине 30-х годов. Тогда Корейский состоял из нескольких улиц, назывался сначала совхозом, его председателем был покойный Николай Иосифович Цой. Кого-то из приезжих забрали в армию, другие умерли, те, кто остался – работали. Когда стали жить более-менее хорошо, Цой планировал выкопать котлован и пустить в него воду с Тобола, а вокруг высадить деревья и сделать парк отдыха. Но совхоз расформировали, котлован закопали и стали строить дома уже при колхозе.

Люди занимались огородами. Вдоль Тобола были перепаханы поля, корейцы выращивали помидоры, огурцы, капусту, в общем, обеспечивали область овощами. Младшее население ходило в школу №7 в районе телевышки, позже их перевели в четвертую.
На ул. Левобережной, кстати, до сих пор есть дома, которые выдавались первым переселенцам – барачные, покосившиеся, кое-где сохранились старые деревянные ставни, почтовые таблички тех лет.

Здесь вообще очень интересная атмосфера, из жилищ вид открывается на реку, зеленые просторы и город Тобыл. Можно долго прогуливаться и разглядывать каждый уголок. Складывается ощущение, что ты находишься в какой-то деревушке, о городе ничего не напоминает, здесь нет вкраплений многоэтажной застройки, как в других районах Костаная.

Местные жители стараются облагородить свои дома, сделать их ярче и интереснее. Одно такое творчество и привлекло наше внимание по ул. Транспортной. На воротах дома Виктора и Валентины Чусовых висит чугунный колокол, которому скоро исполнится 150 лет.

– Мой прадед в Сормовке (Владимирский сельский округ, Костанайский район – прим. ред.) организовал постоялый двор. До сих пор в той местности есть старая дорога, по которой путники на лошадях заезжали к моему предку отдохнуть. Этот колокол висел там. Храню его как реликвию, – поделился Виктор.

В поселке Чусовы проживают недавно, с 1991 года. Но помнят, как еще в 80-х в Корейском стояли теплицы, имелась контора по ул. Мичурина, машдвор, лесопилка.

– Сейчас все перешло в частный сектор и на этом месте построили коттеджи. Примерно лет шесть назад у нас в районе уложили асфальт, имеются все коммуникации – все прекрасно. Мы переехали сюда из квартиры и не пожалели, живем как в раю, – улыбаясь, говорит Валентина Чусова.

И это мнение разделяют многие жители Корейского. Район расположен в черте города, но в то же время тут царит тишина и покой, как в деревне.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77