Костанай и костанайцы Спорт

Екатерина БЕДЕНКО: «Для меня сидение дома равносильно смерти»

Энергии Екатерины можно только позавидовать. Нашей героине в сентябре исполняется 54 года, но она, как и в юношестве, до сих пор посвящает спорту весь день. Утром – в школе, а после обеда преподает йогу

Себя Екатерина называет спортивной бабушкой: у нее четыре внука – есть кому прививать любовь к спорту. Тягу к физическому развитию она успешно развивает и в своих учениках. За плечами у Екатерины уже 16 полных лет работы в гимназии им. Горького. Скольких ребят она привела на соревнования, не счесть!

«НК» поговорил с учителем физкультуры и узнал, почему современная школьная программа гасит желание детей заниматься спортом, как физактивность опровергает вердикты врачей и как йога помогает освободиться от страхов.

О детстве, учебе и начале пути

– Екатерина, откуда у вас зародилась такая большая любовь к спорту?

– В пять лет папа отвел меня на спортивную гимнастику. Тогда мы еще жили в Грузии. И с тех пор больше я из спорта не выходила. Когда переехали в Костанай, я занималась всем, чем можно: бегала, прыгала, всегда активная была. В девятом классе учительница физкультуры поставила условие: кто спортивную секцию не посещает, пять не получит. А я на тот момент уже решила пойти учиться на спортфак, поэтому не ослушалась. Мы с подругой записались на фитнес – популярное в то время направление. Через время ходить на секции уже стало необязательно, но я осталась и занималась каждый день. Когда окончила 10 класс, только ввели экзамены по физкультуре. Я сдала все на пять, но побоялась поступать на спортфак. Почему? Тогда туда принимали как минимум кандидатов в мастера спорта. А я кто? Вот так испугалась и пошла работать воспитателем в детский сад.

– Как и когда вы все-таки решились воплотить свою мечту?

– Я продолжала посещать фитнес, и моя преподаватель решила мне доверить группу. С этого начался мой путь. Одно время мы с семьей жили в Аулиекольском районе, и там я тоже собрала девочек и тренировала. В 90-е тяжелые годы занималась в одиночку, потому что для меня сидение дома равносильно смерти. А когда вернулись в Костанай, позвонила подруга и сказала: «Я вот на фитнес пошла, а ты все дома сидишь». Ух, меня это так задело! И я пошла работать тренером. Порой одолевали мысли, что не молодею и не смогу всю жизнь так скакать, надо бы пойти учиться… Как раз вышел закон, который обязывал тренеров по фитнесу иметь спортивное образование. Это меня и подтолкнуло поступить в КСТУ.

– Вы с 2007 года и по сей день работаете в гимназии им. Горького. 17 лет на одном месте! Как попали именно в эту школу и почему все еще остаетесь там?

– Когда училась на третьем курсе, моя клиентка по фитнесу Любовь Семеновна Филинкова (учитель немецкого языка из ГМГ – прим.ред.) рассказала, что к ним в школу очень нужен учитель физкультуры. Я тогда испугалась, потому что еще никогда не работала преподавателем, а тут сразу в гимназию позвали! Но набралась храбрости, пришла к директору и попросила дать мне младшие классы, потому что раньше всегда с маленькими детьми занималась. Директор обещала, что подумает… и дала мне 9-11 классы (смеется). Так уже 17-й год и работаю в этой школе. Коллектив у нас сложился, мои две дочери учились здесь же. Я человек постоянный, поэтому уходить не думала. Через 5-6 лет работы мы так хорошо сработались с ребятами, что стали выезжать на соревнования среди школ и вышли на пятое место в городе, хотя раньше были в числе последних. Гимназия считалась интеллектуальной школой, поэтому спорт отставал, но у нас много талантливых во всех сферах детей. Главное, что им самим это стало интересно.

Физкультура физкультуре рознь…

– Отличается ли школьный предмет от других тренировок по спорту, которые вы преподаете? Тяжело ли перестраиваться?

– Конечно. К сожалению, из-за заполнения отчетов на работу с детьми остается мало времени. Меня не совсем устраивает школьная программа. Помню, раньше в ГМГ был танцевальный класс и мальчики с девочками делились на группы. Я брала девчонок, и мы с ними уходили заниматься степ-аэробикой. Это был год 2010-й, наверное. Потом танцевальный класс убрали и детей делить перестали. Жаль, потому что ученикам нравилось.

Я убеждена, что с мальчиками и девочками надо заниматься по-разному. Мальчикам нужно давать больше силовой гимнастики и беговых, скоростных упражнений. Девочкам лучше развивать пластику, гибкость. Если можно было бы внедрить разделение, мы занимались бы и йогой, и танцами, и шейпингом. Сейчас, к сожалению, я должна следовать четкому плану. Но бывают ситуации, когда, например, у нас запланирована игра в баскетбол, я захожу в класс и вижу, что дети вообще никакие, потому что писали СОРы, устали. Заставлять играть в баскетбол не буду, потому что здесь снова нужно думать, а им необходимо расслабиться. Тогда я ставлю эстафету, где можно просто выплеснуть из себя энергию, освободиться от негатива и пойти дальше на уроки уже легким и свободным.

– Как считаете, изменился ли предмет физкультура за годы вашей работы, отношение к нему и в целом ученики?

– Однозначно все изменилось. Дети становятся намного слабее. Когда я пришла в школу работать в 2007 году, практически все ходили на физкультуру. Сейчас же многие дети с гордостью говорят о том, что у них справка ВКК, то есть освобождение от физкультуры. Это стало престижно, что ли. Наш урок, как и труды, могут снять и забрать детей на другие занятия. Я никогда ни один предмет не принижаю, потому что человек должен быть гармонично развитым. Как важна математика, так важна история, география. Физкультура – это тоже жизненно необходимый предмет.

Встретившись в темном переулке с хулиганом, вы хотя бы сможете убежать. Но не все нынешние дети на это способны. Нужно развивать крепость мышц, сухожилий, костей. Спорт и движение – это основа нашей жизни. Попробуйте, лягте на диван и лежите неделю. И что с вами будет? А наши дети, основная масса, практически все время в школе сидят, потом приходят домой, садятся за компьютер, после выходят на улицу на лавочку и снова сидят с телефоном в руке. Так все тело теряет свои функции. Я сейчас веду группу по йоге «55+», и все приходят ко мне с определенными заболеваниями. Даже есть женщина, у которой болезнь Паркинсона, у другой рак. Я своим девочкам всегда говорю: тренируя тело, вы развиваете мозг, поэтому появляется желание жить. У меня была ученица с легкой формой ДЦП, ей тяжело давалась ходьба, но я всегда говорила, что нужно заниматься спортом, чтобы заболевание не прогрессировало. Девочка старалась, бегала стометровки, прыгала с разбегу, отжималась, подтягивалась. Недавно она пришла ко мне и рассказала, что научилась ездить на велосипеде, хотя врачи считали, что она никогда этого не сможет.

Полное погружение в себя

– Как вы пришли к йоге?

– Она плавно входила в мою жизнь долгое время. С детства всегда стоял вопрос: кто я и зачем на этом свете? Подсознательно искала ответы в разных книгах, спортивных направлениях. Занимаясь карате, я стала больше читать и познакомилась с книгами Ошо и Лобсанга Рампа, которые перевернули мое мышление. Всегда давала элементы йоги на своих занятиях, но полностью йога завладела мной, когда я пришла на тренировки. В тот момент начала задумываться, что нужно отходить от фитнеса и найти что-то поспокойнее. Спустя время тренер по йоге Оксана предложила мне тоже начать вести занятия. Так как всю жизнь в этом, конечно, согласилась. Думаю, я неслучайно пришла в йогу в возрасте 50+. Когда ты молод, хочется какой-то бешеной энергии, движения. А йога – это огромный нераскрытый пласт, где нужно копать только в глубину.

– Я видела у вас в социальных сетях, что вы были на випассане. Это вид медитации с элементами аскезы. Расскажите, как это было?

– Я ездила под Екатеринбург, провела там 10 дней. Как проходит медитация: ты приезжаешь, сдаешь телефон, связи с миром нет. Ни с кем не разговариваешь. Жесткий режим дня – в 4 утра подъем, в 21:30 отбой. Питание два раза в день, вегетарианское. И почти 14 часов медитации. Это полностью погружение в себя. Очень интересно, но тяжело. Некоторые люди не выдерживают, уезжают. Но так мы прорабатываем свои блоки, избавляемся от страхов и зажимов. Они постепенно с болью выходят через тело. Если ты эту боль принимаешь, твое сознание меняется.

– Вы не устаете от такого ритма жизни? После учеников в школе – йога, снова люди, снова нужно тратить энергию…

– Где-где, но на йоге я точно отдыхаю. Могу устать хоть как, но здесь я всегда отдыхаю. Даже если прихожу сюда злой, уставшей – в зале все проходит. Я, честно, не знаю как, но это работает.

СПРАВКА:

Беденко Екатерина Федоровна родилась 20 сентября 1970 года в Грузии, городе Рустави. С 1978 года живет в Костанае. Училась в ОШ №4. Окончила педучилище, сначала работала воспитателем. С 2004 по 2008 годы обучалась на учителя физической культуры в КСТУ. С 2007 года и по настоящее время работает в гимназии им. Горького. Преподает йогу, имеет черный пояс по карате.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77