Какими инсайтами поделился с костанайцами проектный менеджер из Рудного
Это было одно из самых необычных интервью за последнее время. В течение почти часа я хвостиком ходила за автором уже нашумевшего и вызвавшего волну хейта проекта «Молекула железа», пока Геннадий разматывал кабель и готовился к монтажу освещения.
– Значит, не боишься грязной работы?
– У меня нет высшего образования, в колледже получил специальность КИПиА, есть корочка электрика, отец учил всему этому. Очень люблю ковыряться с проводами. У нас небольшая компания, мы просто друзья-энтузиасты, близкие родственники помогают. У нас нет контрактов на 250 миллионов, мы не арендуем огромные офисы, просто есть опыт проектного менеджмента, опыт с госзакупками, и мне хочется что-то делать.
– Помню наше первое интервью, лет 10 назад. Ты пришел тогда в шляпе и сказал интересную вещь: что наши люди не привыкли к чему-то необычному, и даже на человека в шляпе готовы показывать пальцем. Что изменилось с тех пор?
– Шляпы уже не ношу, перешел на шлем – езжу на мотоцикле (улыбается). А люди, особенно молодежь, стали классные. Мне кажется, у нас вся надежда только на них. Те молодые люди, которые тратят ресурсы не на то, чтобы только потреблять какой-то паразитирующий контент, а пользуются интернетом для развития, не упускают шанса путешествовать – они более открыты миру, они увлечены собой – в хорошем смысле, и они могут что-то делать. Когда ты видишь человека, у которого пять кредитов, который во всем разочаровался, какой активной позиции от него можно требовать? У него главная активность – сахар найти.
Да, люди изменились, но мы живем в таком городе, из которого уезжает значимая часть молодежи. Это печально. За 10 лет в этом плане ничего не изменилось. В Рудном и в целом в Казахстане никто ничего дельного не предложил, чтобы молодежь не уезжала.
– Почему ты не уехал в свое время?
– Предлагали. Но сработал синдром «гадкого утенка». Тебе всегда кажется, что где-то там люди умнее. Это характерно и для людей из провинции, и для выросших не в самых богатых семьях, при этом воспитанных по принципам: «или высшее образование, или ты никто», «надо всю жизнь работать на одном месте», «слушайте начальника», «не перечьте учителю». И потом ты вырастаешь с таким набором, но если продолжать так думать – окажешься на задворках истории. И все-таки со временем приходит понимание: не важно, где ты находишься, ведь от себя все равно не убежишь.
– Ты всегда в центре событий, проектов, новшеств. Даже не верится, что у тебя когда-то был… ломбард.
– Это классный опыт предпринимательской деятельности, когда мне казалось, что можно заниматься хоть чем и научиться хоть чему. Отчасти это правда. Но я такой человек: если что-то не вкатывает, что-то не нравится, если не кайфую от процесса – это не будет получаться, хоть сколько вы заплатите и хоть что предлагайте.
– В одном интервью ты озвучил очень интересную идею, извини, может, неточно процитирую: в конечном итоге нужно заниматься тем, к чему лежит душа, это практически единственный способ добиться чего-то в жизни, учитывая жесточайшую конкуренцию в современном мире.
– Да, так и есть. Скажу больше: это и есть ключ к счастью. Есть такая японская философия Икигай, суть ее можно познавать годами, но если вкратце: у человека есть четыре счастья – счастье что-то делать, что полезное другим людям, счастье что-то делать и получать за это деньги, счастье семьи и счастье дружбы. Это, наверно, самый простой способ объяснить, к чему я стремлюсь. У меня это получается, потому что сейчас со мной работает моя семья, мои друзья – у нас команда из близких людей, идейных, мне очень нравится, что они объединились вокруг меня, это невероятная гордость, это действительно мотивирует. Я просыпаюсь утром и у меня куча каких-то задач, вот сейчас мы с тобой протягиваем кабель, время 19.20. Какого черта вообще происходит? (улыбается). Но это кайф нереальный, мне это нравится!
– Создание фильмов о городах Казахстана – тоже кайф?
– В классе 6-7 я ездил в тогда еще КГУ на факультет журналистики на экскурсию. Настолько понравилось, так захотелось стать журналистом! Но мне очень не нравилось учиться – стандартно, академически. Я ушел из школы после 9 класса, мне не хотели отдавать документы, получился целый скандал! Это было забавно: сначала дали номинацию «Ученик года», а потом поставили двойку за четверть.
Меня привлекало все, что связано с журналистикой, но понимал, что учиться не пойду. Потом началось участие в мероприятиях, заполнение заявок, так меня заметил «Интерньюс» – у них есть потрясающая грантовая система, мы очень быстро нашли общий язык. Я заполнил заявку и попал к ним в школу журналистики. Первый спич об одной из улиц Рудного написал буквально за 45 секунд. Помню, как стоял в кадре в штанах и шлепках… Запулили сюжет, и он хорошо зашел, так появился проект «По улицам». Сначала снимали про Рудный, потом стало интересно кататься: Лисаковск, Житикара, Степногорск, Семипалатинск, Риддер, Бухтарма, Усть-Каменогорск… Опять же, это хобби, которое подарило много классных знакомств, определенную публичность. Самое важное, что есть у человека в современном мире – его личный бренд. Неважно, чем вы занимаетесь, показывайте это!
– Скромность – уже давно не достоинство?
– В обществе все-таки надо быть скромным, в плане поведения, но при этом не стесняться своих талантов. Мир устал от бездельников, которые просто красивые. Показывайте свои таланты, умения – это самое выгодное, что вы можете делать для будущего. Инвестируйте в себя!
– У тебя сейчас несколько проектов: благоустройство улиц Рудного, экологическое сотрудничество с ССГПО, вот эта «Молекула», о которой только ленивый не высказался. И со стороны кажется, что эти проекты сами плывут к тебе в руки…
– Не подумайте, что я такой пришел и – на тебе, Гена, денег. Сколько надо? 5, 10, 20 – все твое, хлеб на масло мажь! Нет! Я ходил годами. А сейчас, на стадии реализации, наблюдаю одно: наша беда, беда нашего менталитета, называйте, как хотите, нам всем пофиг друг на друга. Мы на этом объекте статично уже работаем неделю, и столько пофигизма хапнули!
– Тебя это задевает или дает толчок к развитию?
– Не могу сказать, что дает толчок. Здесь не срабатывает метод на сопротивление, мне ведь не 16 лет, чтобы я чему-то сопротивлялся и этим мотивировался. Негатив – он, конечно, не прилипает, но в определенный момент настроение сломать все же может. Есть в психологии интересная методика, когда берешь пять важных для тебя людей, которые живут такой жизнью, которой ты мечтал бы жить. Пять человек максимум. И к их мнению ты можешь прислушиваться. Мнение остальных не воспринимается, от слова совсем. Никаких конфликтов, никаких споров – человек что-то тебе говорит, ты его благодаришь и делаешь по-своему. Это самая важная установка, которая живет в голове и позволяет что-то создавать.
– И традиционный вопрос о планах: проекты, обучение, развитие, отпуск на Гоа?
– Чувствую состояние, близкое к тому, что называют профессиональным выгоранием. Слишком много было работы, а потому надо «пожечь бензин»: поехать в другие города, посмотреть на других людей, и все придет само. Что будет дальше – посмотрим. Есть классная идея по поводу рудненского оврага: видится шикарная зона и надо ее делать. Есть идея по поводу скверов, есть огромная лесная территория, которую горожане не имеют возможности оценить. Все зависит от поддержки! Но сейчас действительно ощущается, что в акимате очень сильно выросло доверие к нашим идеям. Благоустройство на кольце и «Молекула железа» – это был экзамен. Одно дело – поставить в городе 30 лавочек, совсем другое – взять ответственность за конкретный кусочек земли и сделать что-то, за что не стыдно.
– Представь, что тебе дали карт-бланш и сказали: «Гена, твори!», какие бы изменения ты предложил для областного центра?
– Созвал бы весь город и в торжественной обстановке снес бы два наземных перехода – в районе Гашека и «Плазы». А дальше… надо исследовать. Нельзя воткнуть какой-то объект и сказать: любите его. Нужно разговаривать с экспертами, изучать историю города. Костанай, он чем хорош, там люди уже изменились, у жителей есть потребность в чем-то красивом, а не просто функциональном. В Костанае люди хотят жить красиво, в Рудном – просто жить. Но при эффективной работе акимата и ССГПО все же потребуется еще пару лет просто для создания современной инфраструктуры, чтобы мы не были городом девяностых-нулевых.
P.S. Уже в конце разговора под ноги попалась пустая бутылка «Таласа», оставленная на газоне. Прокрутила ее ботинком, пошутив о суровом досуге рудничан. А уже через секунду Гена, как ни в чем не бывало, поднял ее и положил в урну – без лишних слов.
Елена НОВАК,
фото из архива
Геннадия Ипатова
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77