В 20 городах и районах региона насчитывается более 600 госорганов, штатная численность которых составляет свыше пяти тысяч человек. В преддверии праздника, «НК» заглянул в некоторые ведомства и поближе познакомился со специалистами и их работой.
День государственного служащего в Казахстане отмечается ежегодно 23 июня, начиная с 2014 года.
ЭКОЛОГ ПО ПРИЗВАНИЮ
Руководитель отдела государственного контроля «Тобол-Торгайской бассейновой инспекции» Сергей Мукашев на госслужбе с 2011 года. Молодой человек никогда не думал, что в будущем будет вести сложную документацию, выезжать в дальние командировки, сдавать отчеты о доходах.
Наш собеседник с ранних лет интересовался природой и сохранением окружающей среды. В школьные годы писал рефераты на тему экологии. Сергей вырос в сельской местности, к порядку и бережливости его приучили родители.
После школы наш герой поступил на эколога, так как всегда хотел внести свою лепту в защиту окружающей среды. В процессе обучения проходил практику в госструктурах и в дальнейшем трудоустроился в ГУ «Управление природных ресурсов». Чуть позже был переведен в департамент экологии, где проработал восемь лет. Там Сергей прошел путь от ведущего специалиста до главного, его деятельность была связана с проверкой полигонов ТБО по всей Костанайской области.
Мукашев не считает себя карьеристом, хотя возможность уйти на высокооплачиваемую работу у него была и есть сейчас. Бывшие коллеги сегодня успешно работают в крупных компаниях и получают высокие оклады, но он в их рядах себя не видит.
– В душе я эколог, хочу заниматься охраной окружающей среды, – говорит наш герой. – Я не один такой, но и не сказать, что нас много. Не каждый думает сделать мир лучше и передать его нашим детям, чтобы они ходили по чистой земле, пили чистую воду, вдыхали чистый воздух. Хочется изменений, и я надеюсь, что у нас будут внедрять программы по минимизации нагрузки на окружающую среду.
Государственная служба дала Сергею дисциплину, сформировала внутренний стержень и умение отвечать за свои действия. К сожалению, бывают неприятные моменты. Порой специалисту приходится выписывать нарушителям экологических норм штраф, при этом встречая нелестные отзывы и критику. Главное, в таких ситуациях – не поддаваться на провокации, сохранять самообладание, продолжать свою работу и не приносить негатив домой.
– Мы регулярно проходим курсы повышения квалификации. Наша работа протекает в высоком темпе, бывают выезды в отдаленные районы, много обращений, запросов, переписок. Чтобы везде успевать и не срывать сроки, мы с коллегами используем тайм-менеджмент. Каждое утро я составляю план дня, распределяю в блокноте время. Это очень удобно, особенно на госслужбе, – заключил Сергей.
ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДО АКИМАТА
Руководитель отдела документационного обеспечения акимата Костаная Айнур Антеева на государственной службе с середины 2000-х годов.
Она, как и первый наш герой, никогда не думала и не планировала стать госслужащей. По образованию Айнур Бердыкуловна филолог. После окончания пединститута была приглашена на телеканал «Алау», диктором новостей на казахском языке. К слову, именно ее голосом был озвучен первый новостной блок на государственном языке.
Специалист подготавливала информацию, писала тексты.
– Впервые в эфире на телевидении я появилась в 1995 году, – вспоминает Айнур. – Это было интересное время. В те годы на телеканале было не много журналистов, владеющих государственным языком, поэтому я нередко выезжала вместе с корреспондентами на интервью или репортажи.
В журналистике она проработала около трех лет, а затем устроилась преподавателем в одной из школ Костаная. Обучала детей казахскому языку и литературе и даже вела театральный кружок – делала постановки по мотивам сказок на казахском и русском языках. Потом была должность в одной из библиотек города. А в 2006 году в акимат Костаная потребовался делопроизводитель. Айнур Антеевой предложили эту вакансию.
– Меня назначили главным специалистом документационного отдела, работала с переводами текстов, вела документацию, – говорит бывший филолог. – С 2019 года являюсь руководителем этого отдела. Моя работа связана с населением, поэтому после опыта в библиотеке было несложно перестраиваться. Одно из главных отличий государственной службы в том, что здесь в документации нужно выдерживать официально-деловой стиль письма. Не как, например, на телевидении или школе, где можно изложить текст с творческими нотами.
Собеседница подчеркивает, что ответственность на государственной службе гораздо выше, чем в других сферах. Работники акимата – лицо государства. От того, как специалисты будут себя преподносить народу, у населения сформируется проекция на власть.
– Мы должны понимать, что говорим не от себя, от имени государства, – подчеркивает специалист. – Нам важно знать всю внутреннюю работу каждого отдела акимата, уметь правильно и корректно доносить информацию населению.
Сотрудники акимата нередко сталкиваются с негативом. Зачастую люди приходят с жалобами, требуют решить их проблему здесь и сейчас.
– Важно в таких ситуациях выслушать человека, не переходя на конфликт, а затем искать пути решения, – объясняет Антеева. – Обращения решаются, но всегда требуется время. К сожалению, сиюминутно ничего не бывает. Конечно, мы тоже устаем психологически и морально. Справляться со стрессом помогает семья. Я считаю, что свою работу нужно любить, без желания и энтузиазма развития не будет.
Айнур Антеева отмечает, что в последние годы в сфере государственной службы наблюдаются заметные изменения. Если раньше молодежь стремилась к офисной работе на волне романтизма – носить красивый костюм и держать в руках папку, то сейчас новые сотрудники подходят к профессии более осознанно. Они хорошо разбираются в законодательстве, трудолюбивы и исполнительны.
ВЗЯЛ МЯЧ – ИГРАЙ ДО КОНЦА
Заместитель руководителя управления спорта Костанайской области Виталий Бородин начинал работу еще в далеком 1992 году. В прошлом у специалиста был небольшой опыт занятий тяжелой атлетикой, но из-за травмы спорт пришлось оставить.
Виталий Викторович рассказал, что пришел работать в очень сложный период: развал экономики, систем управления, государство находилось в упадке. Наш собеседник признается, что в то время его не раз посещали мысли сменить малооплачиваемую работу, но каждый раз он останавливал себя. Главным аргументом был принцип – «взял мяч, играй до конца». Специалист хотел внести свой вклад в развитие спорта Костанайской области.
На глазах Виталия Бородина менялись целые эпохи и принципы работы государственного служащего. Он считает, что работники различных сфер должны быть узкоспециализированными, но современные тенденции выглядят иначе.
– Сегодня стало модным такое веяние как ротация, – говорит Бородин. – В корне не согласен с этим. Человек в своем направлении должен знать все от А до Я. Ротация такой возможности не дает, специалист только начинает понимать работу, появляются планы действий, как его переводят в другую структуру. Ротация проводится раз в три года, а для того, чтобы знать ту же сферу спорта, требуется минимум пять лет. Нужно работать в одном направлении и отдавать всего себя тому, что ты хорошо знаешь. Универсалов у нас много, а специалистов, к сожалению, нет.
Виталий Викторович считает, что одна из важнейших заслуг управления спорта – это сохранение в 90-е годы системы ДЮСШ. В 2000 году их по области насчитывалось 14, сегодня по региону 30 спортшкол, в которых учатся более 20 тысяч учащихся.
Бородин отмечает, что любой человек должен добросовестно выполнять свои обязанности, даже если ему не нравится эта деятельность.
– Часто бывает такое, что люди работают не по призванию, но и в этих случаях, необходимо выполнять закрепленные функции в полном обьеме. К любому заданию необходимо подходить с душой. Для меня главное – моя семья и работа. В свободное время люблю заниматься огородом, следить за своей машиной, гулять с собакой. Я счастлив, со мной рядом родные и любимая работа, – улыбаясь, подытожил Виталий Викторович.
Асхат НУРТАЗИН,
фото автора
и Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77